Игорь Албин и серые схемы строительства в Петербурге

Строительная отрасль страны переживает не лучшие времена. Вследствие удорожания материалов, повышения тарифов естественных монополий и стоимости ГСМ постоянно растёт себестоимость строительных работ.

Игорь Албин

Любое более-менее значимое форс-мажорное обстоятельство – и компания уходит в минус. Однако в Петербурге общие проблемы отрасли катастрофически обостряются действиями «строительного» вице-губернатора Игоря Албина и его команды «эффективных менеджеров».

С приходом Албина в городе в 5 раз увеличилось число банкротств строительных фирм из-за повальных неплатежей города и давления на бизнес. Лев Каплан, директор «Союзпетростроя», заявил: «Субподрядчики настолько бедствуют, что трудно себе представить». Левон Давидянц, гендиректор компании «Лидер Пром»: «Ответчик говорит, что с ним не рассчитался городской бюджет. Верю. Ведь все знают, что казна пуста, что нельзя столько воровать, что малые строители мрут как мухи».

Албин и подконтрольные ему комитеты по развитию транспортной инфраструктуры и по строительству, выступающие заказчиками по госконтрактам, не несут никакой ответственности за просрочку оплаты, за задержку приёмки выполненных работ, за степень проработанности технических заданий. Все риски перекладываются на подрядчика. При этом при Игоре Албине фактически создана в городе серая схема.

Серые схемы

Вариант 1. Некая компания А выигрывает госконтракт. Поскольку смета тощая, а исходная документация заказчика – никакая, то срыв сроков строительства практически неминуем. Тут на сцену выступает его величество чиновник и гневно обличает компанию А в «невыполнении своих обязательств и… в одностороннем порядке разрывает контракт. Апелляции компании А к объективным обстоятельствам, к задержкам оплаты, к некачественной документации в расчёт не принимаются. Тогда компания А обращается в суд, требуя хотя бы оплатить выполненные работы. О-о-о! Это сколько угодно. Чиновник никуда не торопится. Ведь ему не надо платить рабочим, поставщикам, за аренду техники, субподрядчикам, адвокатам и т.д. Компания А практически гарантированно становится банкротом.

А на сцене появляется компания В, не чуждая чиновнику, и продолжает «отжатый» у компании А госконтракт, но уже на более выгодных условиях. Компании В позволяется срывать уже увеличенные сроки и требовать дополнительные средства. Чиновник не возражает… Всех собак уже повесили на компанию А.

Вариант 2. «Правильная» компания А получает госконтракт условно на 1-й этап сооружения объекта. Без проблем подписывает акты сдачи работ и без промедления получает все выплаты. Следом приходит «чужая» компания В, которая должна выполнить 2-й этап. Но сделать этого компания не может, так как компания А не выполнила значительную часть работ. Но это уже проблемы нового подрядчика. Компания В обвиняется в неспособности исполнить контракт и изгоняется с объекта. Компания В – банкрот. И вновь появляется «не чуждая» чиновнику компания С. Цена выше, сроки длиннее…

Не по-доброму расставаться с подрядными организациями Албин начал сразу, как только получил в свои руки бразды правления строительным блоком города в апреле 2015 года. С тех пор комитетами по строительству и по развитию транспортной инфраструктуры расторгнуто более сотни госконтрактов.

Сложные объекты

Самым громким разрывом гос­контракта стала смена генподрядчика строительства стадиона на Крестовском острове в июле-августе прошлого года, когда, по собственным заявлениям Албина, объём работ на стадионе был выполнен более чем на 85% при общей оценке стоимости стадиона в 34,9 млрд рублей. Но новый, не чужой администрации Петербурга подрядчик «Метрострой» заключил четыре контракта ещё на целых 10,81 млрд рублей. В конечном итоге «Метрострой» не то что сорвал все обозначенные сроки строительства, но и, по сути, до сих пор не завершил строительство.

То, что на стадионе уже проводятся международные матчи Кубка конфедераций, никого не должно обманывать. Известный португальский футболист Криштиану Роналду оценил газон на стадионе «Зенит Арена» как «очень сложный». Оказалось, что замена газона перед Кубком конфедераций не спасла положения. Это даже не пощёчина, это звонкая оплеуха Албину, который лично курировал строительство стадиона последние два года.

Одной из самых грустных и типичных ситуаций для рынка петербургского госзаказа является реконструкция Богатырского проспекта – главной трассы Приморского района. Начинала реконструкцию компания «Акрос». Смета проекта – 532 млн рублей, срок завершения работ – конец 2013 года. Следующим подрядчиком стала компания «МК-20СХ», которая за 394 млн рублей должна была закончить реконструкцию к концу 2016 года. В самой «МК-20СХ» утверждают, что достроить Богатырский за выделенные средства и в заданные сроки было невозможно – экспертиза показала, что часть работ на сумму более 100 млн рублей, засчитанная предыдущему подрядчику, в реальности сделана не была. Сейчас на объект выходит уже третий подрядчик – компания «A-Проект». Завершить реконструкцию проспекта компания должна до конца 2018 года за 387 млн рублей. Цена объекта для города выросла уже почти на 50%. О сроках лучше не говорить.

В 2013 году компания «Единые решения» выиграла контракт на возведение детского туберкулёзного санатория «Жемчужина» в посёлке Ушково стоимостью 1,6 миллиарда. В сроки не уложилась. После выхода в 2016 году на объект нового подрядчика – ООО «РАФ» общая сметная стоимость работ выросла до 1,83 миллиарда. Срок сдачи перенесён на 2018 год.

Поликлинику № 64 в Стрельне ООО «СтройИнвестКомплект» возводило за 572 млн рублей. Цена контракта для ООО «Глобал-Строй» – 738 млн рублей.

И это не все примеры, и пусть бросит в меня камень тот, кто истинно верует в то, что чиновник всё это делает бескорыстно!

У схемы «а-ля Албин» есть другие крайне негативные последствия в виде нанесения заметного ущерба бюджету города, развитию его социальной инфраструктуры и не в последнюю очередь его строительной отрасли. Последствия деятельности Албина и Ко слишком заметны. Албин показательно негодует и ищет крайнего.

Критика чиновников

В марте 2017 года на заседании коллегии комитета по строительству и службы государственного строительного надзора Санкт-Петербурга Албин обрушился на подчинённые ему ведомства. Вице-губернатора нисколько не смущало, что он подверг сомнению собственные кадровые решения и критиковал чиновников, которые с его же одобрения были назначены (в большинстве завезены из Костромы) на ключевые посты. Непрофессионализм строительных чиновников Албин «затыкает» за счёт строителей, по всей видимости, вводя для них всё новые и новые поборы.

В мае 2017 года Албин провёл встречу за закрытыми дверями с «проверенными» девелоперами – «Группой ЛСР», ГК «Эталон», Setl City, «Лидер Группой» – теми, кто добровольно и, вероятно, даже принудительно «подставил городу плечо» со стадионом на Крестовском острове и мостом в створе улицы Яхтенной. Похоже, что Смольный предложил им также в добровольно-принудительном порядке поучаствовать в сильно залежавшемся проекте транспортно-пересадочных узлов.

Сергей Бобашев, руководитель проекта Lifedeluxe.ru, комментируя инициативу Албина, заявил: «Складывается ощущение, что это очередные резкие телодвижения для создания видимости деятельности в ситуации, когда деньги давно закончились, а какие-то новые планы выдавать надо».

В начале июня 2017 года Албин пошёл дальше. Он предложил создать некоммерческую организацию «Фонд социальных обязательств». Предполагается, что застройщики будут перечислять в этот фонд средства исходя из построенных квадратных метров. Согласия пока не удаётся достичь в сумме вносов. Застройщики согласны платить из расчета 4 тыс. рублей за квадратный метр и строить только детские сады. Город же предлагает стройкомпаниям строить и поликлиники и дороги и перечислять около 40 тыс. рублей с «квадрата». Даже без учёта торговой и иной коммерческой недвижимости чиновники Албина хотят наложить руку более чем на 120 млрд рублей! Всё это строители должны им отдать добровольно только за право работать в городе. Если это не злоупотребление служебным положением, то что?!

Схлопывание рынка

Строители пока сопротивляются и рассчитывают на то, что в Смольном знают предел кошмару для бизнеса… Знают, что на определённом этапе давления рынок просто «схлопнется»… Но процесс набирает обороты. Компании «схлопываются» одна за другой.

В 2016 году обанкротилось ОАО «Мостоотряд № 19». Много лет компания была крупнейшим петербургским подрядчиком с годовым оборотом 14 млрд руб­лей, более 2 тыс. сотрудников в штате и 70-летней историей. Игорь Албин обещал, что «правительство города предпримет все меры, чтобы банкротство «Мостоотряда № 19» не произошло», но компания обанкротилась.

В конце 2016 года по иску АКБ «Банк Москвы» было признано банкротом ЗАО «Единые решения», которое после конфликта со Смольным лишилось всех городских контрактов, быстро обанкротилось и остановило строительство ЖК «Виват». Теперь чиновники объясняются с дольщиками.

Обанкротилась компания «РосСтрой», на счету которой осталось два строящихся ЖК – «Каменка» и «Новая Каменка». Без жилья осталось около 5 тыс. дольщиков.

Траурный список угробленных, вероятно, с участием Албина компаний можно продолжать. В 2015–2016 годах с рынка Петербурга ушло несколько сотен строительных компаний!