В России наступил крупнейший с 1996 года кадровый голод в промышленности

По данным исследования Института экономической политики имени Гайдара, в российской промышленности зафиксирован самый высокий уровень дефицита рабочей силы с 1996 года. Согласно полученным результатам, наихудшая ситуация с нехваткой кадров наблюдается в легкой промышленности.

Дефицит кадров в российской промышленности установил очередной рекорд: в апреле 35 процентов предприятий, опрошенных Институтом экономической политики им. Егора Гайдара (ИЭП), заявили о нехватке работников. О негативной статистике рассказал Сергей Цухло, руководитель отдела исследований предприятий института, на конференции «Статистика, аналитика и прогнозирование в современной экономике: опыт и перспективы развития», организованной государственным Финансовым университетом.

С 1992 года ИЭП проводит ежемесячные опросы руководителей промышленных предприятий по единой европейской методологии ЕС и ОЭСР, что позволяет лучше мониторить ситуацию, подвергая анализу отечественные данные и данные из других стран. Для понимания, как обстоит ситуация с человеческими ресурсами, в опросном листе используется вопрос о том, как компании оценивают свои текущие производственные мощности в сравнении с ожидаемыми изменениями спроса. В опросе принимают участие около 1 000 производств разной направленности.

Кадровая проблема – один из ключевых моментов, сдерживающих промышленный рост после начала СВО на Украине, наряду с общей неопределенностью, слабеющим рублем и падающим спросом, заключил Цухло. Данные действительно тревожат.

В январе прошлого года о дефиците работников заявляли 33 процента опрошенных. В январе 2023 года – 27 процентов, а уже к апрелю дефицит вырос до 35 процентов – абсолютный рекорд с 1996 года.

Предприятия «кричат» о нужде в пополнении штата, который можно задействовать в легкой промышленности. Недостаточно специальных учебных заведений, где  эти кадры могут обучаться.

«Рынок после начала санкционной войны фантастически освободился, ушли не только дорогие, но и массовые бренды, которые могла бы заместить продукция российской легкой промышленности, но ее просто некому выпускать», — констатирует экономист.