«Дагнефтепродукт» прибыль кладет в свой карман, а убытки оставляет государству

Правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне. Ссогласно документу в Дагестане на базе государственного Махачкалинского морского порта (ММП) должен быть создан Каспийский транспортно-логистический комплекс.

Дагнефтепродукт

Пока же порт деградирует, перевалка снизилась в 8 раз, а криминальные кланы республики продолжают выяснять — кто хозяин ММП.

Душители экономики

Стало общим местом утверждение, что ОАО «Дагнефтепродукт» — главное препятствие на пути поступления налогов в бюджет республики. Обычно убыток от воровства измеряется величиной краденного. Но бывает от уворованного и синдикативный эффект. Это когда убыток сам по себе незначителен, а его последствия сокрушительны.

Создали «Дагнефтепродукт» бывшие партийные руководители Дагестана в период приватизации, сделав частной собственностью комплекс труб и емкостей между нефтепортом Махачкалы и нефтепроводом на Новороссийск.

В период приватизации недавние партбоссы Дагестана смекнули, что объединив эти железки в одно предприятие, можно без хлопот выполнять посредническую функцию по принципу «налил-вылил». Каждая тонна нефти, принятая в махачкалинском порту, проходит через оборудование «Дагнефтепродукта». Заодно в пользу этой посреднической конторы была приватизирована вся береговая территория вдоль причалов порта и вокруг начала нефтепровода. Границу предприятия нарезали без стеснения, теперь работники «Транснефти» могут попасть к себе в здание управления нефтепроводом только через КПП «Дагнефтепродукта». Никаких конкурентов в порту появиться не может – физически нет места, порт расположен в черте города.

Монопольный посредник между танкерами и нефтепроводом с лихвой взимает бонусы со своего посредничества с помощью манипуляций с разбросом качества принимаемой и сдаваемой нефти по влажности, содержанию серы, плотности и химсоставу. Разброс в параметрах нефти, поступающей в порт с танкерами нефти и сдаваемой в нефтепровод, позволяет добавлять в сдаваемую нефть воду прямо из Каспийского моря и манипулировать с нефтепродуктами. Каждый год «Транснефть» десятки раз (только за последний год около 40) останавливает прием нефти на узле учета на входе в нефтепровод, когда портовые менеджеры слишком обильно разбавляют нефть из танкеров морской водой. Последний раз прием нефти был остановлен 25 октября. При максимально допустимой в отгружаемой нефти норме влажности 0,5%, воды в ней оказалось 2,7%.

Из самоваров в бензобаки

На прихваченных в избытке землях вокруг порта владельцами «Дагнефтепродукта» были построены три НПЗ, по сути «самовара», производящих нафту и мазут. Дешевый и маловостребованый мазут легко закачивается обратно в емкости с нефтью для последующей перекачки по нефтепроводу. Ворованное топливо после небольших манипуляций расходится по бензоколонкам республики. А объемы отобранной из нефти нафты списываются на естественные потери по максимальным нормативам и дополняются морской водой.

Если же из-за жадности возникает слишком большая недостача нефти – ее можно покрыть за счет сдающих нефтекомпаний. Последний раз небольшой скандал в мае прошлого года случился из-за 5 тыс. тонн, забранных у туркмен. Впрочем, до этого доходит редко, чаще воруют нефть так, чтобы не доводить до скандалов. Но аппетиты растут. Так, в 2013 году потери нефти при перевалке туркменской нефти при норме 0,2% составляли 0,69%, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, в 2016 – около 1,5%.

Весть о беспредельщиках в махачкалинском порту разлетелась по всему Каспию. Нефтяники постепенно переходят со своими объемами в Баку. По состоянию на 2017 год туркмены фактически приостановила прокачку через Махачкалу. В прошлом году в Азербайджан для перекачки сырья по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) ушли работающие в Туркменистане иностранные компании — DragonOil и MitroInternational.

«Лукойл» разорился на сотни километров труб и качает нефть со своих шельфовых месторождений в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На середину сентября «Лукойл» поставил в КТК с начала года 2,3 млн тонн нефти. При этом объемы, которые компания не смогла прокачать через КТК, направляет на Баку. Корчагинское месторождение «Лукойла» физически ближе к Махачкале, но «красно-белые» не хотят и думать о ММТП.

В Махачкалу пока возят небольшой объем нефти только казахстанские производители, которых сюда привлекает низкий тариф «Транснефти» на прокачку до Новороссийска. Тариф Махачкала-Новороссийск — 15$, более чем втрое ниже, чем в КТК и БТД (50$ для «своих»). Кроме того казахов отчасти сдерживает их качество нефти: вязкую и тяжелую нефть из республики могут и не пустить в азербайджанскую трубу. И то, нефтяники Казахстана ежегодно на протяжении последних трех лет грозятся приостановить прокачку, а это последняя ниточка, которая держит порт на плаву.

Планов громадье, а в порту бардак

Тем временем, врио зампредседателя правительства Дагестана Шамиль Исаев заявил 11 декабря, что объем перевалки нефти через Махачкалинский морской торговый порт в 2018 году будет доведен до 3 млн тонн по сравнению с прогнозируемым на текущий год 1 млн тонн, сообщает «Интерфакс». По его словам, показатель увеличится за счет совершенствования инфраструктуры порта.

За 2016 год ММТП официально принял 2,9 млн тонн нефти (цифры завышены), в этом году за январь-октябрь было перевалено 0,9 млн тонн. При годовой мощности нефтяного терминала порта – 8 млн тонн. Фактически, порт встал. Исаев отметил, что резкое снижение объемов перевалки наливных грузов в минувшем году и за 9 месяцев текущего года связано с тем, что «часть нефти была пущена через Новороссийский морской торговый порт согласно подписанному межправительственному соглашению». (Господин Шамиль Исаев, вероятно, не очень хорошо изучал географию, иначе бы знал, что Новороссийск находится на Черном море, а танкерное сообщение от между Каспийским и Черным морем пока не налажено – ред.)

Помощник же гендиректора порта Алик Абдулгамидов ранее объяснял сокращение перевалки нефти уменьшением квот на ее перевозку из Казахстана в соответствии с межправительственным соглашением и с «немотивированным решением» некоторых российских нефтекомпаний о переориентации транзита на иностранные порты.

С чем связано такое «немотивированное» решение известно. И это не только откровенное воровство. Не в последнюю очередь ситуация вокруг порта объясняется идущей уже несколько лет клановой разборкой местного разлива.

Умирание порта идет на фоне войны за сам порт между двумя олигархическими кланами – братьев Магомедовых и Керимова. Последнего, правда, недавно «закрыли» во Франции. Версий «закрытия» одного из влиятельнейших людей Дагестана много. Одна из них – месть Магомедовых за разборки вокруг порта.

Керимов стоит за прежним руководителем ММТП – Ахмедом Гаджиевым, приходящимся родным братом соратнику Керимова – Магомеду Гаджиеву. А Зиявудин Магомедов стоит за фигурой Андрея Гормаха, которого федеральная структура «Росморречфлот» в середине 2016 года попыталась сделать новым генеральным директором порта, отказав в продлении контракта Гаджиеву. В результате верх одержал клан Керимовых, поставив во главе ММТП нынешнего директора Мурада Хидирова, первого заместителя Гаджиева.

Но даже гипотетическая победа Магомедовых в борьбе за порт не изменит ситуацию с «Дагнефтепродуктом». Правительство РФ показало полное бессилие в борьбе с дагестанскими кланами – это показал инцидент с Гормахом, когда последнего крепкие ребята с автоматами просто не пустили на территорию.

Разделить нельзя национализировать

Недавно в Москве на уровне правительства прошло совещание по ситуации вокруг Махачкалинского порта. СМИ сообщили: представители «Транснефти» будут проверять качество нефти на танкерах перед сливом. Это решение – чистая фантазия, так как чаще всего с качеством привозимой нефти проблем нет. Проблема возникает в емкостях «Дагнефтепродукта», трубе с морской водой и «самоварами» на территории нефтебазы.

Что могут предпринять власти в условиях беспредельного воровства, уничтожающего самого крупного некогда налогоплательщика Дагестана? Поменять одних жуликов на других, более умеренных в аппетитах? Сократить площади прихватизированой «Дагнефтепродуктом» земли и на них построить конкурентные мощности (была такая идея)?

Сегодня на уровне правительства рассматриваетются всерьез две идеи – либеральная и государственническая. Либеральный подход предполагает привлечение в порт конкурента «Дагнефтепродукту» и созданием рыночной ситуации с борьбой за качество.

«На Каспии есть ресурсы для загрузки честно работающего нефтяного порта. Только у «Лукойла» здесь имеется шесть крупных месторождений и выявлено 10 перспективных структур с суммарными геологическими запасами категорий С1 +С2 1,1 млрд тонн условного топлива», — говорит руководитель Центра изучения региональных проблем Сергей Воробьев. «Если нынешние хозяева ММП «подвинутся» и допустят нормального конкурента в лице того же «Лукойла», порт получит нормальную загрузку, а республика поправит проблемы с бюджетом», — рассуждает эксперт.

Суммарные ресурсы углеводородов российского сектора Каспия — более 4,5 млрд т условного топлива. Нормализовав ситуацию с портом, регион получил бы мощный импульс к развитию.

Однако главным препятствием для рыночного развития порта служит даже не криминальная обстановка вокруг или ожидаемые проблемы для любого, кто позарится на вотчину Магомедовых, а факт отстутствия свободных площадей – все земли вокруг порта давно выкуплены «Дагнефтепродуктом». В этом смысле более вероятен государственнический вариант – он более жесткий, с выходом на национализацию «бандитского гнезда» и «относительно честным» отъемом земель и контроля над портом. Сегодня депутаты коммунисты всерьез обсуждают идею национализации как способ исправить ошибку приватизации «Дагнефтепродукта», когда расходы на порт оплачивает государство, а вся прибыль ММП уходит в частный карман.

«Одним из решений была бы национализация комплекса, с дальнейшей передачей в управление тому же «Лукойлу». Странно, что порт в руках государства, а основные мощности, приносящие прибыль у частного собственника. В результате Дагестану достаются расходы по поддержанию портового хозяйства, а все сливки снимает «Дагнефтепродукт», — считает сотрудник Минтранса РФ, попросивший не называть его имени. «Если ситуация не изменится, порт доведут до банкротства. Завтра уйдут казахи и всё. На место нефтяников придут конкурсные управляющие, и все равно встанет вопрос о национализации терминала», добавляет эксперт.

Пока же любое расследование криминальной перевалки нефти в ММП либо заходит в тупик, либо заканчивается смертью главных действующих лиц.

Реализовать правительственные планы по созданию Каспийского транспорт-логистического комплекса, увеличив мощности нефтяного порта до 11 млн тонн реально только в том случае, если порт очистят от жуликов, ставших на пути каспийского нефтяного транзита. Собственно задача – взять под контроль только первый километр нефтеперевалки – от танкера до узла учета «Транснефти». Вся каспийская нефть «портится» в этой зоне. В противном случае слух о строительстве на месте порта игорной зоны станет реальным. Пока все идет именно к такому финалу.

Николай Рихтер