Для последующей поставки «Трансаэро» госкомпания «ВЭБ-лизинг» несколько лет назад заключила твердые контракты на покупку 22 самолетов Boeing 737 MAX и 20 Airbus 320 neo. Но сейчас не может найти клиентов для этих самолетов.
Вячеслав Соловьев
Любопытно, что весной 2016 года гендиректор «ВЭБ-лизинга» Вячеслав Соловьев перестал появляться на работе, позже стало известно, что он уехал из страны. При этом он до сих пор числится гендиректором «ВЭБ-лизинга».
По данным агентства «Руспрес» как гендиректор Вячеслав Соловьев, так и президент «ВЭБ-лизинга» Олег Мурадян получили гражданство Мальты — вместе с целым рядом известных и не очень воротил российского бизнеса.
Эти заказы «ВЭБ-лизинг» — дочернее предприятие ВЭБ Сергея Горькова — делал до падения в 2014 году цен на нефть, когда авиационная отрасль в России еще росла, утверждают два собеседника «Ведомостей». «Трансаэро» разорилась и прекратила полеты в октябре 2015 года. К слову, как отмечает «Руспрес», Горьков набирает в свою «эффективную команду» еще и бывших менеджеров ЮКОСа.
Согласно контракту «ВЭБ-лизинг» получит первые два B737 MAX в конце 2018 года, переносов сроков поставок не планируется, рассказала представитель Boeing Елена Александрова. Представитель Airbus сроки поставок не комментирует. Сам «ВЭБ-лизинг» прошлым летом сообщал, что первые А320 neo придут в 2019 году.
За все 42 самолета внесена предоплата, отказ «ВЭБ-лизинга» от судов приведет к ее потере, говорят два собеседника. Предоплата составляет минимум 10% от цены покупки, но может достигать и 15–20%, отмечают топ-менеджеры двух лизинговых компаний и авиакомпании.
Рыночная цена (половина от каталожной) одного А320 neo составляет примерно $56 млн, одного В737 МАХ – $58,5 млн. Получается, общая сумма сделки могла составить примерно $2,4 млрд, а «ВЭБ-лизинг» уже мог внести около $240 млн предоплаты. Также производители скорее всего потребовали бы возместить потери, которые они понесут при перепродаже самолетов, говорит топ-менеджер лизинговой компании.
Но «ВЭБ-лизинг» законтрактовал суда выше рыночной цены, утверждают топ-менеджеры трех лизинговых компаний и топ-менеджер авиакомпании, – в этом, по их словам, и заключается главная проблема покупателя. Два собеседника знают это от менеджеров «ВЭБ-лизинга». Когда ушла «Трансаэро» и эти самолеты вышли на рынок, их цена стала известна всем, поясняет один из них. Представитель «ВЭБ-лизинга» отказался от комментариев.
В одах ВЭБ собирал новую команду для лизинговой «дочки» прежде всего для того, чтобы минимизировать потери от этих контрактов, ремаркетировать эти суда: убытки от остановки «Трансаэро» к тому моменту уже были отфиксированы, рассказал топ-менеджер лизинговой компании.
«Аэрофлот» в феврале подписал контракт с лизинговой компанией «Ростеха» на получение 50 российских среднемагистральных МС-21, которые должны стать конкурентами A320 neo и B737 MAX. S7 заказала большую партию А320/321 neo у иностранных лизинговых компаний. Utair и «Уральским авиалиниям» «ВЭБ-лизинг» эти суда не предлагал, говорят менеджеры этих компаний. Представители «Аэрофлота» и S7 на запросы не ответили.
«Российский рынок невелик, спроса не хватит на такой объем. На иностранных рынках «ВЭБ-лизинг» не сможет конкурировать за крупные заказы с иностранными лизинговыми компаниями», – говорит аналитик Fitch Руслан Булатов.