«Независимая газета» в лице генерального директора компании «ИнфоТЭК-Терминал» Руслана Танкаева наехала на «Транснефть». 17 мая в издании вышел материал «Дизельная прорва», в котором эксперт решил объяснить несведущему читателю, что транспортная монополия «использует свое положение для максимизации собственных результатов в ущерб интересам государства».
Объяснить на примере недавно запущенного продуктопровода «Волгоград-Новороссийск», который позволил НПЗ юга России не подключенным к магистральным сетям сдавать свои нефтепродукты на экспорт через новый пункт приема. «Наехала» надо сказать очень неудачно – как с точки зрения выбора эксперта, так и фактически.
То, что этот материал вышел в «Независимой газете» неудивительно. Издание давно и успешно сотрудничает по госконтракту с «Роснефтью», интересы которой постоянно лоббирует независимый эксперт Танкаев. К слову, являющийся не только руководителем частной структуры «ИнфоТЭК-Терминал», но и членом Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. Удивительно другое, что член комитета, являющегося одним из главных экспертных инстанций не только для Минэнерго, но и всего правительства, выступает против качественной переработки сырья в стране и призывающий вернуться на роль сырьевого придатка Запада. Дело в том, что как изначально планировалось правительством и было заявлено руководством «Транснефти», необходимым условием подключения к новому продуктопроводу является модернизация подключаемых заводов с переходом на выпуск дизельного топлива класса «Евро-5». Таким образом, пуск новой трубы это не просто дополнительный маршрут экспорта, но и важный стимул модернизации южных НПЗ — Ильского, Афипского, «Славянск ЭКО» и «Краснодарэконефти» (табл.1). И «эксперт» Танкаев об этом не мог не знать.
Таблица 1. Прогноз производства дизельного топлива
НПЗ | Вид ДТ | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2025-2019 |
ООО «Ильский НПЗ» | ДТ-Евро | 2082 | 2082 | 2082 | 2082 | ||||
тыс.т | ДТ-Сернистое | 1100 | 1100 | 1100 | 2199 | -1100 | |||
ООО «Афипский НПЗ» | ДТ-Евро | 5384 | 5384 | 5384 | 5384 | 5384 | 5384 | ||
тыс.т | ДТ-Сернистое | 2730 | 2730 | 738 | 738 | 738 | 738 | 738 | -1991,9 |
АО «КНПЗ-КЭН» | ДТ-Евро | 0 | |||||||
тыс.т | ДТ-Сернистое | 984 | 982 | 984 | 982 | 984 | 982 | 984 | 0 |
ДТ-Евро | 0 | 0 | 5384 | 5384 | 7466 | 7466 | 7466 | 7466 | |
Итого | ДТ-Сернистое | 4814 | 4812 | 2822 | 3919 | 1722 | 1720 | 1722 | -3092 |
Теперь к деталям. Россия сегодня перерабатывает около 270-280 млн т в год. Значительная часть переработанного – бензин. Дизельное топливо вырабатывается как сопутствующий продукт, при этом общие объемы переработки дизеля превышают 70 млн т в год. По словам Танкаева общий объем внутреннего потребления дизеля в 2017 году в России составил 33 млн т. При этом по данным таможенной статистики в 2017 году дизеля на экспорт было отправлено меньше 40 млн т. (табл.3). Дефицита дизельного топлива на внутреннем рынке при этом не наблюдается, скорее, наоборот – в последние годы экспорт и производство стабильно (табл.2).
Таблица 2. Динамика производства ДТ в РФ
НПЗ | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Производство на ВСЕХ НПЗ России, млн. тонн | 71 | 77 | 76 | 76 | 77 |
Производство подключенных к МНПП, млн. тонн | 53 | 56 | 55 | 56 | 57 |
Чего не скажешь о бюджетных поступлениях. За последние три года поступления от экспорта дизеля в казну только уменьшались, сократившись в 2015 году со 142,4 млрд рублей до 59,22 в 2017-м (табл.3).
Таблица 3. Ориентировочный расчет бюджетных поступлений
Год | Среднегодовая пошлина на ДТ, $/т | Среднегодовой курс ЦБ РФ, руб/$ | Экспорт ДТ из РФ за год, млн. тонн | Доход бюджета РФ от пошлины на ДТ за год, млрд. руб | |
2015 | 57,67 | 61,32 | 40,27 | 142,40 | |
2016 | 30,21 | 66,83 | 40,79 | 82,35 | |
2017 | 25,99 | 58,30 | 39,08 | 59,22 |
Строительство новых магистральных нефте- и продуктопроводов это дело государственного планирования, а не частного решения отдельной компании, пусть даже и государственной, как хочет представить в публикации Танкаев. Решения о таких сложных инфраструктурных проектах принимаются на много лет вперед, на уровне правительства и президента страны и входят в основные госпрограммы инфраструктурного развития. В частности, проект «Юг» о котором пишет Танкаев, входит в «Энергетическую стратегию России на период до 2030 года», утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р; «Генеральную схему развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года», утвержденную 06.06.2011 приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 212, а также «Стратегия ПАО «Транснефть» на период до 2020 года», утвержденную Советом директоров ПАО «Транснефть». Говорить, что «Транснефть» «любой ценой стремится получить максимальную маржу и стимулирует частные компании к хищническому поведению», по меньшей мере, глупо. Называя вещи своими именами – это манипуляции, непрофессиональные и спланированные.
В статье умышленно искажен факт того, что «открытое письмо на правах рекламы», на которое ссылается Танкаев, описывает ситуацию, связанную с производством автомобильных бензинов и его дефицитом на внутреннем рынке. При этом по системе МНПП, в частности, по нефтепродуктопроводу «Волгоград – Новороссийск» транспортируется исключительно дизельное топливо Евро-5. Автомобильный бензин транспортируется по системе МНПП исключительно на внутренний рынок с целью минимизации логистических затрат. Идти на такие подтасовки – расписываться в полной профнепригодности. Но тут дело скорее не в профессионализме, а в том, что перефразируя цитату Маркса, приведенную Танкаевым в своем опусе, «при прибыли в 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы мелкотравчатый пиарщик, хотя бы под страхом виселицы».
Увлекаясь разоблачением происков «Транснефти» местами господин Танкаев просто плюет на фактическую логику. Описанная горе-экспертом фискальная модель ухудшает нефтепереработку и вынуждает экспортировать сырую нефть. Увеличение экспорта нефти отрицательно сказывается на производстве нефтепродуктов ВИНКами, в частности и дизельного топлива. Это противоречит написанному в статье о том, что растет и экспорт дизельного топлива при росте экспорта нефти. Далее развивая эту мысль, автор просто вводит читателей в заблуждение. Если растут объемы экспорта сырой нефти, то автоматически снижаются объемы нефтепереработки и, как следствие, снижаются объемы выработки дизельного топлива. В связи с чем, невозможно максимизировать экспорт дизеля.
Аналогичная история с заявлениями Танкаева относительно «дефицита топлива на внутреннем рынке». В России контроль за производством и экспортом автомобильных бензинов и дизеля с целью недопущения их дефицита на внутреннем рынке РФ осуществляют Минэнерго и ФАС. При этом Транснефть производит транспортировку автомобильных бензинов исключительно на внутренний рынок для нужд потребителей РФ. Кроме этого сегодня в России существует перепроизводство ДТ, именно для этого необходимы дополнительные логистические мощности, чтобы излишки отправлять на экспорт.
Очевидно не в интересах анонимных «представителей топливных ассоциаций» о которых пишет Танкаев. Из джинсовой публикации «Независимой газеты» торчат все те же уши главного заказчика «эксперта» Танкаева – компании «Роснефть». Руслан Уланович в ущерб реальности просто отрабатывает деньги, очередной раз исполняя роль рупора «Роснефти». У Сечина нет денег на модернизацию собственной самарской группы НПЗ для выпуска качественного дизеля Евро-5, зато есть деньги заплатить за дутого эксперта. Цена по меркам госолигарха небольшая – 20.453.653 рубля, сумма госконтрактов, заключенных за последнее время между «Инфо ТЭК-терминал» и госкомпанией «Роснефть».
Леонтий Михайлов