Рыбный «отец» Приморского края Олег Кожемяко

Некоторые политологи утверждают, что появление врио губернатора Олега Кожемяко в Приморском крае напоминает неторопливый заход «хитрого лиса» в «курятник».

Олега Кожемяко

По данным из неназванных источников, у четырежды губернатора Российской Федерации Олега Кожемяко все последние  дни идет большой, непрерывный праздник Ему, образно говоря, покрытому с ног до головы золотой рыбьей чешуей, несказанно подфартило: он снова в родных «пенатах», да еще на расстоянии вытянутой руки от родной Преображенской базы тралового флота, которую он не так давно как будто бы скинул за 600 млн. «зеленых» бизнесмену Верховскому.

Но, похоже, что и золотая база скоро «домой» вернется. И новый морозильный траулер вовремя был заказан. Держись, сайра, держись минтай! Поэтому особо церемониться с приморскими рыбопромышленниками он не стал. Разборки начались прямо на Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке. Особенно досталось владельцам Ассоциации добычи минтая. Кожемяко обвинил ассоциацию чуть ли не во всех смертных грехах!

И теперь уже начальник Приморья, бывший корякский, бывший амурский и, наконец, бывший сахалинский губернатор Олег Кожемяко прет, что называется, если не танком, то танкером. Но, возможно, Кремль не оценит столь горячее рвение бизнесмена-губернатора? Об этом сообщает корреспондент The Moscow Post.

От тюльпанов до кальмаров

По всей видимости, Олег Кожемяко не очень любит вспоминать свое тяжелое прошлое, недаром журналисты в своих расследованиях называют Кожемяко «авторитетным предпринимателем». А вот бывший полпред президента РФ в Приморском крае, много лет отдавший службе в ФСБ, якобы не раз повторял, что гражданин Кожемяко — это лидер владивостокской ОПГ. Такие неподтвержденные утверждения делал портал «Иголкин .блогпост. ком».

Получается, вернулся домой?

Как складывался его путь в большую политику? Свое образование юноша Кожемяко получал в Хабаровском монтажном техникуме. Несколько лет работал по специальности. Но как только началась перестройка, сбросил рабочую спецовку и устремился в бизнес.

На календаре был 1988 год. Первый кооператив Кожемяко назывался «Галатея». Кооператив выращивал и продавал тюльпаны. Заработанные цветочные деньги позволили со временем открыть пищевое объединение «Приморское».

Главным активом этого объединения был ликеро-водочный завод «Арго». Предприятие процветало! Рос и Кожемяко. В 1995 году он стал заместителем председателя совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ).

А еще через 3 года занял кресло председателя совета директоров ПБТФ. Дела шли удачно, это и понятно: помогала тесная дружба с бывшим губернатором Приморья и председателем Госкомрыболовства Евгением Наздратенко. Иногда, правда, картину портили конкуренты.

В народе Олега Кожемяко давно называют губернатором-«затычкой»

Но еще в те годы Олег Кожемяко научился очень легко избавляться от этих конкурентов, путающихся под ногами. Причем, самым примитивным способом. Вот, положил он глаз на компанию «Востоктрансфлот», захотелось и ею владеть, но хозяин компании Анатолий Милашевич оказался несговорчивым, как и его управляющий. Вскоре на Милашевича было совершено нападение. Об этом писала Деловая пресса.

В тот же день на больничную койку с проломленным черепом попал и управляющий Игорь Журенков. Следствие пришло к выводу, что причиной нападений стал конфликт с владельцем ПБТФ.

А потом Кожемяко пришел в большую политику. Для начала он стал депутатом Законодательного собрания Приморского края, позже — с конца декабря 2002 года — членом Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды. Но очень удивлялись этому назначению СМИ, поскольку траловый флот господина Кожемяко был неоднократно замечен в наглом браконьерском промысле.

Преображенская база тралового флота. А кто нынче хозяин?

Прокуратуры Камчатской области в то время возбудила против должностных лиц ПБТФ 2 уголовных дела, И было рассмотрено 49 документов о нарушения условий промысла. Компания Кожемяко получила штрафы на 2 млн. 579 тыс. рублей. У Преображенской базы тралового флота была конфисковано более 3560 тонн незаконно выловленной рыбы.

Вот такой замечательный руководитель осчастливил своим появлением Приморье.

Минтай — всему голова

Похоже, никто во Владивостоке и не предполагал, как поведет себя вновь прибывший гость на новом месте.

На Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке Олег Кожемяко пошел в атаку на Ассоциацию добытчиков минтая. Почему?

Но он сильно удивил общественность и журналистов своими речами, когда появился на Международном конгрессе рыбаков. Этот конгресс работал во Владивостоке 4 и 5 октября. Кожемяко с ходу объявил «войну» крупнейшим рыбным ассоциациям. И атаковал Ассоциацию добытчиков минтая (АДМ) и Всероссийскую ассоциацию рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ). Эти организации возглавляет один и тот же человек — Герман Зверев.

— Эти ассоциации должны не надувать щеки и говорить о высоких материях в кабинетах правительства, а стать посредниками между населением и рыбаками, — такое заявление сделал Кожемяко на Международном конгрессе рыбаков. — Но АДМ и ВАРПЭ, вместо того чтобы проводить реальную работу, решает свои узкие интересы.

Компании, входящие в АДМ и ВАРПЭ, отчисляют немалые членские взносы, а от ассоциаций никакой пользы.

Врио губернатора Приморья неожиданно поддержал и заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. Он заговорил о неэффективной деятельности ассоциаций.

— Несколько лет назад на президиуме Госсовета была поставлена задача максимального обновления флота и более эффективной налоговой отдачи рыбной отрасли. Для достижения цели на законодательном уровне были созданы весьма благоприятные условия, – говорил Савчук. – Однако бизнес консолидировал квоты, а флот остался бэушным. Средняя рентабельность в отрасли достигла 50%, а доля отчисления налогов составляет всего 8% от валового оборота. Но мы все слышим стенания бизнеса по тому или иному поводу. Хватит. Наступили новые времена.

Какие же? И почему они вдруг наступили с появлением господина Кожемяко?

К слову, Ассоциация добытчиков минтая была создана 12 лет назад. Это крупнейшее объединение рыбохозяйственной отрасли РФ. В состав ассоциации входит 30 рыбодобывающих компаний с общим объемом вылова 1,6 млн. тонн рыбы и морепродуктов. На долю предприятий-членов ассоциации приходится более 72% вылова минтая в России. Что и говорить, отличная ассоциация!

Что касается ВАРПЭ. Это тоже ведущая ассоциация рыбной отрасли России. И что примечательно — должность ее руководителя в обязательном порядке согласовывается в Правительстве РФ. Проходимцев там нет.

По мнению экспертов, неожиданные пассы и Кожемяко, и Савчука могут говорить о скорых кадровых метаморфозах как в ВАРПЭ, так и Ассоциации добытчиков минтая. Не будем забывать, почему рыбный отец вдруг оказался в Приморье, где губернатор из «Единой России» продул выборы. Получается, ему дали своего рода карт-бланш?

«Жаба» душит?

В июле этого, 2018 года, семье Кожемяко срочно пришлось избавляться от своей Преображенской базы тралового флота. И случилось это после публикации в The Moscow Post расследования «Радиоактивный бизнес семьи Кожемяко».

Это журналистское расследование было отправлено в СКР. И легло оно на стол руководителя СК генерала Бастрыкина. И вскоре по новостным лентам пошли сообщения, что губернатор Сахалина Кожемяко избавился от своего рыбного бизнеса… Об этом, в частности, сообщили Ведомости. Но этот бизнес у Кожемяко очень большой. И это не только Преображенская база тралового флота.

Итак, читаем новостные сообщения июля 2018 года: Приморское рыбодобывающее предприятие – ПАО «Преображенская база тралового флота» – сообщило о смене владельца. Свои доли в ПБТФ продали родственники губернатора Сахалина. 28,05% долей продала Ирина Герасименко ( супруга Кожемяко), 27,4% – Ольга Кравченко ( сестра губернатора), 11% – Никита Кожемяко ( сын губернатора). Долю в 16,6% продала и фирма «Торговый дом «Фили» ( пополам владеют Кравченко и Герасименко), а доля компании «Вымпел» (55 и 25% – у Герасименко и Кравченко) снизилась с 13,7 до 0,5%.

Новым владельцем стало ЗАО «Остров Сахалин» из Южно-Сахалинска. Эта компания – структура бывшего члена Совета Федерации от Сахалинской области, бизнесмена Александра Верховского. Он контролирует рыбодобывающую группу «Гидрострой». Сумма сделки — 600 млн. долларов.

Напомним, что ПБТФ – одно из крупнейших рыбопромысловых предприятий Дальнего Востока: его доля в добыче и выпуске рыбной продукции составляет 13%. Квоты на добычу – 125 000 т рыбы. Выручка за 2017 год – 6,5 млрд. руб., чистая прибыль – 243,1 млн. рублей. ПБТФ владеет 10 судами различных типов, включая сайроловы и кальмароловные корабли, а также морозильные траулеры.

Еще во владениях компании — судоремонтный комплекс, рыбокомбинат производственной мощностью более 90 тысяч банок в сутки, а также участок марикультуры в 16 га, где выращивают мидий и гребешков. Ежегодно компания добывает более 120 тыс. тонн рыбы, в том числе — 100 тыс. тонн минтая.

К слову, федеральные власти не раз указывали Олегу Кожемяко, что необходимо, наконец, определиться — заниматься или бизнесом или же политикой. После нашего журналистского расследования господин Кожемяко остановился на политике.

Но так ли это на самом деле?

Даешь краба!

Заметим, что перед самой своей продажей ПБТФ заключил договор по кредиту на 1,693 млрд. руб. с банком ВТБ. Все эти события происходили на Сахалине. А семейное ООО «Восход» планировало инвестировать 126 млн. рублей на сооружение в Приморье предприятия по добыче и первичной переработке краба в рамках режима Свободного порта Владивосток.

В Приморье сегодня работают 6 компаний, занятых добычей и переработкой краба-стригуна опилио. ПБТФ — опять же — перед своей вынужденной продажей заключило контракт с АО «Прибалтийский судостроительный завод» Янтарь»(ПСЗ, Калининград) на строительство большого морозильного траулера. Завод обещает построить траулер к осени 2021 года.

Далее. Супруге Кожемяко, Ирине Герасименко принадлежало 55% капитала ООО «Берег надежды» (Москва), 40% ООО «КИТ», 20% ООО «Термопласт», 41% ООО «Конкорд», 18% АО «Преображенский рыбокомбинат» 5% ООО «Тымлатский рыбокомбинат» (Камчатка). В активе Ольги Кравченко — было 30% долей ООО «Тымлатский рыбокомбинат», 35% ООО «КИТ» и 25% ООО «Берег Надежды».

Тымлатский рыбокомбинат планировал еще в начале июля открыть на Камчатке новый рыбоперерабатывающий завод на 400 тонн готовой продукции. И выпускать продукцию из горбуши, лосося и кеты.

Тихоокеанская сельдь и минтай – основные виды промысловых рыб на Дальнем Востока. Тихоокеанская сельдь после введения ограничений на ввоз рыбы из стран ЕС, Норвегии и Исландии стала пользоваться огромным спросом в европейской части России. Минтай – самая популярная рыба в мире, и примерно половина всего мирового вылова приходится на Россию. Рентабельность ловли минтая относительно невысока – 40–45% в зависимости от текущих цен. Но выгоден минтайный бизнес именно за счет больших продаж в натуральном выражении.

Люди на Сахалине верили, что после вора — бывшего губернатора Хорошавина придет честный начальник. И пришел «авторитетный бизнесмен» Кожемяко

Наполеоновские планы

Олег Кожемяко на днях рассказал приморским журналистам о своих приоритетах на посту нового руководителя Приморья. В списке своих первоочередных задач Олег Кожемяко назвал переселение людей из ветхого и аварийного жилфонда, а также строительство и ремонт школ. Сегодня в Приморье более 500 школ и нуждаются в ремонте. Эту задачу он пообещал решить до 2024 года. И еще в регионе необходимо модернизировать медицинские учреждения.

В ненормативном состоянии — по выражению господина Кожемяко — находятся около 50% дорог Приморья. Поэтому нужно составить проектно-сметную документацию и решить, какие дороги необходимо отремонтировать прежде всего ( по всей видимости, те, которые ведут к Преображенской базе тралового флота — В.Ш.).

-Мы будем применять это с тем, чтобы Приморье стало процветающим регионом, — сказал Кожемяко.- Вы знаете, я вернулся домой, где у меня дом, где у меня сын. Для меня это родная гавань…

И, добавим — объемный рыбный бизнес. Понятное дело, что этот бизнес никуда не делся, несмотря на то, что в июле следственные органы заставили господина Кожемяко сделать решительный шаг, выбрать , где он — в бизнесе. Или в политике…

А что касается его программы «процветания Приморья», то те же самые посулы он давал на Сахалине, обещая скорое процветание острова. Об этом пишет Общая газета.

Но проработал губернатором более 3 лет. Обещания так и остались обещаниями, в том числе насчет ветхого жилья. Сахалин захлебывается в этой проблеме.

Но основное для Олега Николаевича Кожемяко — его бизнес. А теперь еще и операция» Приморский минтай». Именно поэтому Кожемяко не стал церемониться на Международном конгрессе рыбаков, а сразу пошел в атаку на Ассоциацию добытчиков минтая. А чего церемониться? Хозяин же! Крестный (рыбный) отец.

Следим дальше за всеми его выкрутасами.