Как Мельниченко старый добрый Кузбасс предавал

Владимиру Мельниченко, основателю крупного холдинга «Сибуглемет», мог перейти контрольный пакет ценных бумаг ТЦ «Юнимолл», который находится на Новорижском шоссе. Известно, что этот бизнесмен – один из закрытых в России. Попытаемся разобраться, что скрывает Мельниченко.

Изначально 33 процента акций «Юнимолла» были в распоряжении «Балтии молл». Остальным пакетом владел Игорь Ремпель из BTR Group. Но сегодня стало известно: 2/3 долей ТЦ еще в 2018 году сменили владельца и перешли в руки руководства компании Lake Holding & Finance S.A, имеющей регистрацию на Виргинских островах. Она на пару с г-ном Мельниченко владеет акциями ООО «Балтия молл».

У экспертов есть претензии непосредственно к схеме получения ценных бумаг, которую даже называют «поглощением». Так, сначала была куплена лишь доля компании, а затем и остальная часть ценных бумаг из-за долгов переходит новому абсолютному владельцу. Вот только неизвестно, откуда образовалась такая большая задолженность? Как правило, в таких сделках искать ответ на поставленный вопрос бесполезно – все концы тщательно скрываются. Формально и с законной точке зрения к процессу практически нет претензий.

Существует вероятность, что в свое время (а именно в период приобретения акций) между «Балтией» и BTR Group начались свои внутренние «разборки». В открытом доступе информация появилась, лишь когда спорных моментов и взаимных претензий не осталось. Как известно, рядом с «Юнимоллом» располагается другой ТЦ – «Рига-молл», который также принадлежит бизнесмену Мельниченко. В свете таких «географических особенностей» его интерес к предприятию можно понять. Но законным ли путем были получены желаемые активы?

Журналистам удалось выяснить некоторые пикантные, скажем так, подробности из биографии героя сегодняшнего сюжета. Конечно, обвинять его в плохих намерениях и нечестной игре на рынке, опираясь на эти факты, нецелесообразно. Однако, ознакомившись с ними, остается большой осадок.

Владимир Мельниченко предал Кузбасс?

Свой первый миллион предприниматель заработал еще в лихие 90-ые. В то время он увлекался поставками угля «Кузбасса» на другие предприятия, занятые в металлургической промышленности. В те далекие годы многие желали заниматься такой деятельностью, вот только получался бизнес далеко не у каждого. Большинство охотников за удачей постигла, мягко говоря, незавидная участь. А вот Мельниченко умудрился лихо пресечь негативные последствия. В 1995 году он и его партнеры основали холдинг «Сибуглемет». В России он стал крупнейшим из всех, кто производит коксирующийся уголь.

Говорить о том, что в создании холдинга не участвовали криминальные элементы, достаточно трудно – такой шанс в 90-ые гг. был один на миллион. Но и нельзя исключать, что Владимиру Мельниченко повезло.

Впрочем, в удаче бизнесмена и его незапятнанной репутации позволяют усомниться последующие события. «Сибуглемету» так и не суждено было стать полноценным холдингом. Его учредители (Мельниченко, Скуров и Бухтояров) – каждый из них курировал свои активы. Соответственно, и общей кассы у предпринимателей не было. В один прекрасный день такое положение дел могло перестать устраивать г-на Мельниченко.

Ходят слухи, что активы приглянулись неким преступным группам, которые впоследствии объединились для их захвата. Один в поле не воин, поэтому противостоять натиску многочисленных ОПГ было трудно. Для решения проблемы оставалось не так много вариантов: делить прибыль в результате достижения соответствующих договоренностей или… по-тихому убирать партнеров. Это касается, к слову, не только холдинга Мельниченко. В такой способ образовались единоличные владельцы ценными бумагами.

Изначально вышеупомянутый холдинг мог тесно работать с «Евразхолдингом», который в 2006 году перешел во владение Романа Абрамовича. Двумя годами ранее при странных обстоятельствах скончались два вице-президента компании. Так, на палатку, из которой выходил один из управленцев Андрей Севенюк, внезапно упал вертолет. Он и его товарищи погибли на месте.

Не прошло и месяца, как при управлении вертолетом разбился другой член совета директоров «Евразхолдинга» Анатолий Смолянинов. Довольно слабо верится в случайность обстоятельств, из-за которых одна смерть шла чередой за другой, но сегодня докопаться до истины уже не представляется возможным. А в то время у правоохранителей не возникло подозрений в причастности к трагедиям хозяев «Сибуглемета». Наступил 2010 год, и конфликты стали разворачиваться уже внутри этой компании.

Руководители начали борьбу за крупнейший актив предприятия ОАО «Междуречье», который они, словно в известной басне про лебедя рака и щуку, пытались перетянуть в свою сторону. Чтобы запутать процесс, супруги Мельниченко Владимир и Елена неоднократно передавали акции в управление друг дуга. На этой почве экс-партнеры развернули войну. В итоге в 2013 году компанию продали ингушскому предпринимателю Ахмету Паланкоеву.

По факту продажи Мельниченко мог заработать около 700 млн евро. В Москве, куда он переехал после завершения сделки, он заплатил в качестве налоги 2 млрд рублей. Из-за этого был крайне возмущен губернатор А.Тулеев. который обвинил бизнесмена в «предательстве Кузбасса» и в том, что он нажился, проигнорировав интересы региона. В то же время был инициирован уголовный процесс против другой компании Мельниченко «Багомес», но дело впоследствии развалилось.