Махлай превратил ТоАЗ в «Титаник»

Лидера российского химпрома, «Тольяттиазот», семейство Махлаев затянуло в болото криминала и банкротства. Ещё три десятилетия назад ПАО «Тольяттиазот» было флагманом отечественной химии и одним из самых современных предприятий в отрасли. Сейчас в это сложно поверить, учитывая, что название завода не сходит со страниц криминальной хроники.

Скрывающиеся за границей осуждённые владельцы, миллиарды рублей недоплаченных налогов, безудержное воровство, выведенные за бесценок активы, аварии и несчастные случаи на производстве, ворох уголовных дел по тяжким статьям, попытка подкупа Верховного суда РФ — вот с чем ассоциируется сегодня огромный химкомбинат, у которого были все шансы стать мировым лидером в азотном сегменте.

Не повезло заводу с основными владельцами — семейством Махлаев. Владимир Махлай стал «красным директором» ТоАЗа в последние годы существования СССР и смог без лишних проблем прибрать к рукам ценный актив, приватизировав гигантское предприятие по схеме для малых фирм, не без помощи коррумпированных чиновников, которые впоследствии перешли к нему на работу.

Приоритеты Махлаев стали очевидны очень скоро: выжимание из ТоАЗа всех соков любыми методами, даже ценой интересов самого предприятия и его трудового коллектива. Махлай выводил прибыль в офшоры, вычёркивал неугодных инвесторов из реестра акционеров, насаждал коррупцию.

В середине нулевых против Владимира Махлая были возбуждены уголовные дела по подозрению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, в результате чего Махлай сбежал в Лондон, где и находится по сей день. Впрочем коррупционными методами тогда ему и его подельникам удалось развалить уголовные и административные дела в судах.

Не стесняется Махлай пополнять свои карманы и на закупках материально-технических ценностей для ТоАЗа, имеющих ключевое значение для обеспечения безопасной работы «Тольяттиазота». Причём с помощью своей фирмы AM&JH Industrial Services, зарегистрированной в США. Например, по документам завод покупает сертифицированные европейское оборудование и комплектующие, причём втридорога. А на самом деле на завод поступают дешёвые китайские, а разницу Махлай с сообщниками присваивают. Последствия у этих преступных действий соответствующие: частые случаи аварий и ЧП на производстве. Например, в 2018 году на агрегате аммиака № 4 взорвалась печь риформинга, и только по счастливой случайности никто серьёзно не пострадал. Невиданное ранее событие для азотной отрасли произошло из-за применения контрафактных газовых кранов, не соответствующих регламенту и действующему проекту, поставленных махлаевской фирмой AM&JH Industrial Services. Уже три года этот агрегат аммиака находится в аварийном состоянии и простаивает. Всё это говорит о том, что Махлай не хочет тратить деньги на дорогостоящий ремонт, а просто похищает их.

Широкое участие в нелегальных финансовых схемах принимает и принадлежащий Сергею Махлаю Тольяттихимбанк. Под руководством бывшего главы банка Александра Попова, осуждённого за коррупционную деятельность, на счета Махлая выводились десятки миллионов долларов с использованием хитроумных вексельных схем. Однако скоро этому каналу незаконного вывода средств придёт конец, так как акции банка будут проданы в ходе процедуры банкротства Махлая в счёт возмещения ущерба потерпевшим от его преступной деятельности. Ну а Попова, вероятнее всего, ждёт новое уголовное дело.

Для самого ТоАЗа и его трудового коллектива очевидна необходимость избавления от мафиозного режима Махлаев. Самым лучшим вариантом развития событий для предприятия станет приход нового ответственного инвестора, готового платить налоги в России, заниматься развитием производства и заботиться о трудовом коллективе.