«Наколоть» банк, вывести миллиарды и сбежать за рубеж

Следственное управление СК по ЮЗАО города Москвы возбудило уголовное дело об особо крупном мошенничестве.  Из группы компания «Оптима» являющейся крупным участником отечественного IT-рынка, похищено около 2,3 миллиардов рублей. Потерпевшей стороной, которая обратилась с заявлением о преступлении, выступил «Газпромбанк».

Как установило следствие, в 2012 году кредитное учреждение, через свою «дочернюю» кипрскую структуру «Nagelfar Trade & Invest Limited», выкупил 35% уставного капитала кипрской фирмы «AEACUS Holding Limited», соответственно являющейся зарегистрированным держателем акций группы «Оптима». Стоимость указанной сделки составляла 45 миллионов долларов.

В свою очередь бенефициары «Оптимы», в число которых входили Валерий и Андрей Шандаловы, через аффилированные компании вывели полученные от «Газпромбанка» за реализацию «Оптимы» денежные средства, а саму группу подвели под банкротство. После того, как мошенничество увенчалось успехом, они сразу же перебрались в Австрию, гражданами которой являлись. В России же «на хозяйстве» отец и сын Шандаловы оставили своего делового партнера Павла Киселева.

Ранее имя Андрея Шандалова «засветилось» в громком скандале с финансовыми махинациями холдинга «Энергострим». Эта группа, в которую входило 18 сбытовых компаний из 16 регионов, получавшая около 10% платежей потребителей на розничном энергетическом рынке, после всего с ней произошедшего, просто рухнула.

Шандалов отвечал за обеспечение IT-безопасности «Энергострима». Одновременно с этим он получал миллиардные займы под «Оптиму» и связанные с ней фирмы. После того, как очередной возвратный платеж не поступил, в 2012 году энергохолдинг обратился для их взыскания в суд. Тогда в арбитраж в отношении структур Шандаловых было подано свыше 170 исков.

Из вытекшей в Интернет переписки Андрея Шандалова стало известно, что созданием в «Оптиме» фирм-однодневок занимался финансовый директор группы Кирилл Зацепин. Вместе с помощницей Валерия Шандалова — Екатериной Марковой он осуществлял руководство офшорными компаниями, которые были задействованы в схеме обналичивания полученных финансов.