Подушки безопасности губернатора Алтайского края Александра Карлина

Губернатор Алтайского края Александр Карлин и его «серый кардинал» Локтев намерены сохранить бизнес-интересы в регионе даже в случае отставки

Сергей Локтев и Александр Карлин (справа)

Кремлёвская кампания по «озеленению» губернаторов вовсе не закончилась, как могло показаться несведущим в региональной конспирологии наблюдателям. Если до сих пор «озеленение» проводилось сверху вниз, и никак иначе, то на днях стало известно об инициативе снизу, подкрепленной увесистым бонусом в 7 миллионов евро. Место действия – Алтайский край.

На одном из телеграм-каналов на днях появилась такая информация:
«Если вы стоите, то сядьте: за место gubera предлагают 7 млн € и к этому имеет отношение 66-летний губернатор Александр Карлин, который, понятное дело, не хочет отдавать место прыгающим со скалы в море технократам, но планирует оставить его преемнику – Даниилу Бессарабову. Конечно, семьи Карлиных и Бессарабовых очень давно дружат.

Обе семьи из Алтайского края: Карлин до назначения работал в АП, а Бессарабовы давно осели в Москве в министерствах и ведомствах, имеют лобби в различных структурах. Даниил неоднократно называл Александра Карлина своим крестным отцом в политике. Так и видим эту сцену: Бессарабов приходит к Карлину с уважением, предлагает дружбу, даже обращается к нему – крестный. Инсайд: передача полномочий, если такое решение будет принято, может состояться до Нового года».

Насколько достоверна информация о «бонусе» в 7 млрд евро, сказать сложно. Но попытаться разобраться в деталях этой непростой интриги вполне реально. Сразу скажем, что она, интрига эта, с двойным дном. Так сказать — тайна, завернутая в загадку.

Напомним, что губернатор Алтайского края Александр Карлин был включен в число 11 губернаторов, которых Администрация Президента собиралась уволить нынешней осенью, как это сообщалось в известной статье в газете «Коммерсантъ». Однако всех перечисленных в списке издания уже уволили, а Карлина – нет.

Пиар на фоне нищеты

Это тем более удивительно, что по экономическим показателям региону трудно найти равных – в смысле ничтожности этих показателей. За 12 лет правления Карлина по региону произошло рекордное падение зарплат. Во многих алтайских сёлах закрылись единственные продуктовые магазины. Из-за отсутствия денег жители вынуждены теперь брать товары в долг или «на почте». В сельской местности прошли масштабные закрытия социальных учреждений: школ, больниц, клубов, библиотек…

В итоге население региона сократилось на 155 тыс. человек, при том, что губернатор Карлин не раз обещал привести Алтайский край к «бэби-буму». Но вместо этого недавно возник лишь очередной подхваченный СМИ афоризм от губернатора – о персональной ответственности… главврачей (!) «за низкую рождаемость».

Недавно исследовательское агентство Data Research опубликовало отчёт по исследованию социально-экономической ситуации в Алтайском крае. 71% опрошенных охарактеризовали её как «застой», «упадок» и «кризис». 66% жителей региона не знают и не могут привести конкретных результатов работы губернатора за период его руководства. А 62% респондентов заявили, что условия жизни в Алтайском крае хуже по сравнению с соседними регионами.

Неудивительно, что на выборах в Госдуму прошлой осенью «Единая Россия» а Алтайском крае набрала всего 35% голосов при явке в 40 % – худший для «единороссов» результат среди всех 85 регионов России. «Благодарить» за это партия власти должна, в первую очередь, своего регионального лидера – губернатора Карлина.

Между тем, найти в интернете информацию о реальном положении дел в экономике края непросто: ответственные сотрудники администрации Карлина регулярно «зачищают» подобные статьи. При этом на поддержку собственного имиджа в СМИ губернатор денег не жалеет. Так, в 2016 году из краевого бюджета на «региональный пиар» было выделено 207 575 000 руб., не считая многочисленных дополнительных грантов и субсидий.

Сибирским отделением Transparency International был опубликован большой докладо том, как и сколько тратят власти Алтайского края на пиар-поддержку губернатора Карлина. Эксперты рассказали, как за бюджетный счёт де-факто содержатся аналитический портал Doc22.ру и комментаторы в интернете, оплачивается «освещение деятельности» главы региона журналистами ТАСС и других федеральных СМИ, а руководство краевого телеканала «Катунь 24» «осваивает бюджеты» с привлечением аффилированных лиц и родственников.

Например, учреждённый краевым Управлением по печати и информации «Издательский дом «Регион», который занимается распределением (иначе не скажешь) госзаказов в сфере СМИ, в период с 2011 по 2015 гг. передал 11 контрактов на общую сумму более 90 млн рублей одному де-факто безальтернативному подрядчику – ООО «ТРИА «Катунь». Эта фирма, в свою очередь, не занимаясь производством медиа-контента и не имея необходимых для этого ресурсов, передавала заказы телеканалу «Катунь 24». В итоге на канале «Катунь 24» выходили такие передачи, как «Ваша партия», «Встречи с губернатором», «Неизвестный Алтай», «Семейный совет», ангажированные сюжеты в программе «Новости. Итоги» и др.

При этом ООО «ТРИА «Катунь» и телеканал «Катунь 24» – разные юридические лица. Почему же губернаторское «министерство правды» заказывало пиар не напрямую у телеканала, а через «прокладку»? Ответ напрашивается сам собой: конечная стоимость производства – разумеется, коммерческая тайна, – была в разы меньше объёмов выделенных бюджетных средств. И соответственно, увесистый «навар» с этих госконтрактов мог возвращаться в карманы чиновников.

В пользу этой версии говорит хотя бы тот факт, что генеральным директором ТРИА «Катунь», по данным ЕГРЮЛ, значится Шпагина Нина Викторовна, а до неё этот пост занимал Алексей Николаевич Мошкин, который сегодня является заместителем директора ИД «Регион» по общим вопросам. Кроме того, все известные конкуренты ТРИА «Катунь» на импровизированных тендерах – откровенно подставные юрлица, руководители которых так или иначе аффилированы с бюджетным ИД «Регион». В одном случае конкурентом ТИРА являлось ООО «АЛИСА», единственным учредителем и директором которого является тот самый Алексей Мошкин. Конкурентом в борьбе за другой контракт было ООО «Литера»: компания примечательна тем, что издаёт журнал «LOOK», с которым долгое время была связана руководитель ИД «Регион» Ольга Пашаева. Главным редактором журнала значится Николай Крайнов, который, по данным Transparency International, является мужем госпожи Пашаевой. Редактором журнала долгое время работает Оксана Кравчук, которая была главным редактором телекомпании «Катунь24», входящей в структуру ИД «Регион».

«Таким образом, основными господрядчиками масштабной и дорогостоящей пиар-кампании по «обелению» имиджа губернатора Карлина являются фирмы, аффилированные с лицами, распределяющими госзаказы», – констатируют эксперты Transparency International. То есть, налицо не только бессовестный пиар на фоне нищеты, но и банальный «распил» бюджетных средств.

Алтайский край как бизнес-структура

Наивно полагать, что бизнес-интересы губернатора Карлина ограничиваются одним лишь медиапространством.

Несмотря на депрессивность региона и низкий уровень жизни, сам глава Алтайского края оказался отнюдь не бедным. Не так давно он входил в первую десятку самых богатых губернаторов России. По итогам декларации 2016 года в собственности семьи Карлина находились два земельных участка площадью 2000 кв. метров и 3094 кв. метров, жилой дом (площадь 560,1 кв. метров), две квартиры (139,7 кв. метров и 112,1 кв. метров), два гаражных бокса, жилое строение площадью 52,7 кв. метров и немало другой недвижимости.

В 2016 году он привлек внимание федеральных СМИ к своему трёхуровневому коттеджу в Барнауле из-за скандала вокруг так называемого «камня Карлина»: на улице, ведущей к дому главы региона, установили бетонное заграждение – чтобы защитить покой губернатора от «лишних» людей и машин. Особняк Александра Карлина находится рядом с коттеджем его первого заместителя – Сергея Локтева. И был продан сыну главы края в сентябре 2007 года Локтевыми за 600 тыс. рублей — по цене комнаты на окраине краевого центра. А в придачу за какие-то 100 тыс. рублей была продана ещё и целая плантация: земельный участок площадью 1580 кв. м. По оценкам специалистов по сделкам с недвижимостью, минимальная рыночная стоимость подобного дома и земельного участка не менее 10 млн рублей.

Первого замгубернатора Сергея Локтева давно называют «персональным карманом» Карлина. «Всю экономику края контролирует Локтев. Существует у нас одна бизнес-корпорация – это корпорация «Локтев», и ей не противостоит никакая другая бизнес-корпорация, – прокомментировал ситуацию один из участников опроса Data Research. – Локтев в должности первого вице-губернатора получил возможность контроля над всеми бизнес-структурами в регионе».

По мнению другого опрошенного, «бизнес-корпорация Локтева прочно встроена в вертикаль власти, на многих должностях сидят его люди. Он же является основной причиной отсутствия инвестиций в регион, весь бизнес должен договариваться с Локтевым. По-другому никак. Отсюда и упадок экономики. Многие реальные рычаги в руках пресловутого Локтева. Схемы передела бизнеса, в том числе рейдерские – в руках Локтева».

По словам экспертов, ответивших на вопросы социологов, Александр Карлин лично создал такую ситуацию в регионе. «Карлину самому не с руки такими вещами заниматься, — рассказал один из опрошенных бизнесменов. — Он выходец из канцелярии и любит так, чтобы всё было «по-беленькому». «Отжимать» бизнес сам он не обучен. Для него очень удобно, когда есть такой человек, которому можно поручить всю чёрную криминальную работу, а самому не мараться. Но при этом, конечно, иметь определённый бонус».

В результате краевую администрацию в Барнауле за глаза стали называть ООО «Локоть». Так или иначе в связке «Карлин – Локтев» сегодня решаются практически все вопросы в Алтайском крае. Как писали СМИ, «второй человек после губернатора» может стоять за такими активами, как ЦУМ, «Сити-центр», Оптово-розничный рынок Алтайского края на проспекте Космонавтов, 59; ему интересен автомобильный и химический бизнес («Ауди-центр» и ОАО «Кучуксульфат»), и по степени влияния в области, он, конечно же, активно лоббирует бизнес-интересы близких ему компаний, рейдеров, многие из которых приобрели славу рейдерских.

Ни одно дающее ключ к деньгам или ресурсам решение, причём в разных сферах, говорят предприниматели, не проходит без визы Локтева.

Главная структура, которую, как говорится, локтями проталкивает на победу в гостендерах вице-губернатор Локтев, хорошо известна. Это барнаульская строительная фирма «Селф». Гендиректор и единственный учредитель компании Нодар Шония в бизнес-среде прослыл «кошельком» Сергея Локтева. Фирме, к примеру, удалось добиться крупного бюджетного транша на строительство элитного жилкомплекса в краевом цент¬ре. «Селф» отметился также крупным контрактом в соседней Республике Алтай, выиграв в конце 2011 года тендер на строительство производственной базы ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Долина Алтая». Компания ведет крупные работы и в ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». В октябре 2014 года компания Нодара Шонии, как сообщило информационное агентство «Банкфакс», выиграла аукцион по строительству перинатального центра в Барнауле. Помимо нее, в конкурсных документах фигурировала питерская компания «Верфау Медикал Инжиниринг», которая специализируется непосредственно на строительстве объектов медицинского назначения. Тем не менее компания «Селф», которая, судя по ее официальному сайту, прежде никогда не строила такие объекты, победила, предложив всего на несколько тысяч меньше при стартовой цене лота 2,5 млрд рублей. Это, к слову сказать, классический способ проталкивать в победители гостендеров «свои» фирмы.

Конкуренты на строительном рынке помалкивают, не решаясь связываться с Нодаром Шония и вероятно стоящим за ним Локтевым. Не исключено, чтобы не нарваться на уголовное дело, как бывший мэр Барнаула Владимир Колганов, против которого были возбуждены уголовные дела за «халатность» и «злоупотребление должностными полномочиями», когда он не понял, что не надо конфликтовать из-за контроля над акциями «Горэлектросети».

В арсенале Локтева и рейдерские захваты конкурирующих фоирм с использованием силового ресурса. Так, в 2008 году после совещания под председательством первого вице-губернатора Сергея Локтева при поддержке вооруженных сотрудников милиции был смещён директор ФГУП «Бурлинский солепромысел», а само госпредприятие переделали в акционерное общество с нужными людьми во главе. Мощь милицейской машины по команде обрушивается и на конкурентов, мешающих переделу региональной сферы добычи биоресурсов. В октябре 2008 года сотрудниками УБЭП при ГУВД были опечатаны склады ООО «Ареал», а затем изъято 85 тонн цисты артемии, причем 40 тонн цисты, находившейся под охраной сотрудников милиции, были похищены. А спустя девять месяцев дело прекратили за… отсутствием состава преступления.

В 2009 году журналисты «Комсомольской правды» провели расследование, которое показало, что «земельные участки в городе Барнауле, распределение которых с недавнего времени находится в ведении краевых властей, выдаются Главным управлением имущественных отношений не просто так».

Хотя формально это управление находится в подчинении другого вице-губернатора, предприниматели могут получить земельный участок только с неофициального согласия Сергея Локтева. Якобы он убеждает предпринимателей делать «добровольные взносы», перечисляемые на определённые расчётные счета, после чего решения об оформлении начинают приниматься быстрее. Куда в дальнейшем идут эти средства, наш источник сказать не смог, отметил только: говорят, на предвыборные цели».

Происходящее на Алтае напоминает коррупционную схему, с которой столкнулись следователи Гдлян и Иванов, расследуя хлопковое дело в Узбекистане в 80-х годах, пишет газета «Версия», — «тот же самый альянс местной власти с силовиками, то же самое подавление инакомыслия и подкуп прессы».

В 2014 году некоторые депутаты попытались выступить против переназначения Локтева в первые заместители. После чего Александр Карлин «в сердцах», как выразился один местный обозреватель, провел поправки в Устав края, по которым глава региона может больше не согласовывать с краевыми депутатами кандидатуры четырех высших чиновников: первого заместителя губернатора, начальников финансового, социального ведомств и руководителя госкомимущества.

Депутаты на сей раз проголосовали за право Карлина без них, единолично (!) утверждать персональный состав краевой администрации почти безропотно. Что и не удивительно, по словам главного редактора журнала «Капиталист» Сергея Теплякова, в составе депутатского корпуса АКЗС четверо банкротов, пятеро оппозиционных парламентариев находятся под уголовным преследованием, один с условным сроком и один — амнистированный.

Вся эта информация, безусловно, известна в Кремле и даже удивительно, почему столько времени там медлили с отставкой. Возможно, были опасения создать в крае политический вакуум в предвыборный период, так как Карлин реально сосредоточил в своих руках все административные рычаги. Все более-менее самостоятельные политики и бизнесмены уехали из региона, устав бояться проверок и уголовных дел.

Политическое пространство Алтайского края представляет собой сегодня «выжженную землю», где нет никакого реального оппонирования главе региона, зато есть подконтрольное губернатору Заксобрание, несамостоятельные главы муниципальных образований, специфичные «лидеры общественного мнения».

Но после сентябрьских выборов этого года, когда Карлин снова резонансно оконфузился, отставка казалась неминуемой, что лишь подтвердила информация «Коммерсанта».

Как «подстелить соломки»

Как известно, Карлин до назначения губернатором Алтайского края работал в Администрации Президента, и виртуозно владеет тонкостями аппаратных игр. В условиях практически тотального «озеленения» губернаторов, Карлин не только сумел задействовать механизм выживания, но и, судя по всему, «подстелил соломки» в виде надёжного преемника, а также в виде запасного аэродрома – кресла в Совете Федерации, которое пока что занято его бывшим замом по экономике Михаилом Щетининым.

Эти своего рода подушки безопасности для алтайского губернатора сегодня более чем актуальны, поскольку деятельности его ближайшего окружения все активнее начинают интересоваться правоохранительные органы.

Так, в начале осени Следственный Комитет России возбудил уголовное дело против управляющего делами губернатора и администрации Алтайского края Алексея Белобородова за превышении должностных полномочий при покупке трех автомобилей Mercedes-Benz за 18 млн руб. Как сообщила «Коммерсанту» старший помощник руководителя СКР по Алтайскому краю Ольга Чеснокова, «средства на покупку машин выделялись из регионального бюджета по нецелевой для этого госпрограмме «Совершенствование государственного и муниципального управления в Алтайском крае». Закупка была проведена без соблюдения конкурентных процедур, в нарушение законодательства». Материалы для возбуждения уголовного дела предоставило управление ФСБ по Алтайскому краю.

Зная строго выстроенную Карлиным «вертикаль», невозможно представить, чтобы покупка «мерседесов» не была санкционирована лично главой региона. Поэтому для Карлина в данный момент просто жизненно необходимо сохранить своё, пусть временное, положение главы региона, а в будущем – сенаторскую неприкосновенность, ведь, без сомнения, Щетинин был делегирован в Совфед для того, чтобы, в случае необходимости, уступить место своему бывшему шефу.

А ещё, будучи жёстким прагматиком, учитывающим все современные московские нравы и веяния, Александр Карлин вполне мог подготовить к руководству регионом своего человека, который не станет сдавать блюстителям закона наработанные его предшественником «кривые» схемы. И в этом контексте версия, о 7 млн евро, изложенная в «Телеграме», не лишена оснований. Можно доверить или не доверять слухам о названной кандидатуре преемника, но сам вариант развития событий в свете описанного выше выглядит вполне логичным.

В общем, на сегодняшний день, Карлина можно назвать самым дальновидным из представленных к отставке губернаторов. Жаль, что эта дальновидность никак не пошла на пользу жителям Алтайского края – одного из наиболее депрессивных, упадочных регионов современной России.