В середине февраля 2018 можно с уверенностью говорить, что криптовалюты и в первую очередь биткоин, являющийся камертоном криптовалютного рынка и задающий его динамику и тон, стал не прорывом на рынке финансовых технологий, а всемирным аналогом МММ. Недаром в КНР операции с биткоином объявлены незаконными. Если же говорить о нем применительно к российским реалиям – в отличие от детища Сергея Пантелеймоновича Мавроди, биткоин способен принести не только материальный и психический, но и вполне физический ущерб. Из недавних новостей – на Дальнем Востоке майнер устроил пожар в многоквартирном доме, спалив дотла восемь квартир и испортив еще несколько десятков, а сам сбежал с двумя системными блоками, роняя их на бегу. А несколько месяцев назад аналогичный горе-майнер устроил пожар в Новороссийске.
В связи с этим заслуживают как минимум самого пристального внимания бизнес-сообщества активные евангелисты данного финансового, с позволения сказать,knowhow. Понимая истинную (а не ими же сами транслируемую для широкой аудитории) суть криптовалют, близкую к «пирамидам», они постарались получить как можно более быструю выгоду от их раскрутки, дабы успеть до вполне прогнозируемого краха.
Остановимся на персоне одного из них. Это Александр Першиков, являющегося управляющий инвестиционного фонда «KeyGroup». Если верить его профайлу на сайте Forbes, в сферу его деятельности в рамках фонда входят криптовалюты. Основная же стезя, на которой г-н Александр Першиков подвизается уже много лет – стартапы. Видимо, Александр Владимирович решил объединить два своих профессиональных интереса в один. Согласно материалу сайта Регионы Онлайн, в октябре, уже после первого внушительного падения курса биткоина, которое его сторонники поспешили деликатно назвать «коррекцией», Першиков принялся один за одним раздавать лестные отзывы о пресловутой криптовалюте.
Так,в комментарии для «Московского комсомольца» Александр Першиков рисовал следующие заманчивые перспективы майнинга для простого обывателя, который может добиться прибыли без специальных знаний и умений: «Сейчас майнингом занимаются неквалифицированные инвесторы. Часто люди действуют просто из интереса». По словам Першикова, еще недавно этот бизнес приносил доход в 30–40% годовых, а сейчас (то есть по состоянию на октябрь) за счет роста популярности криптовалют доходность составляет 200–300%.
Наивные или чересчур горячие люди могли немедленно «подсесть» на майнинг, руководствуясь советом, который дал Александр Першиков. Это было с их стороны весьма неосмотрительно, ибоинформация от Першиковане совсем или совсем не соответствует действительности. Себестоимость одного биткоина в России составляет порядка четырех-пяти тысяч долларов, в зависимости от региона и только по расходам на электричество, без учета стоимости и износа самого оборудования, а также рисков, связанных с рублевым обналичиваниемкриптовалюты, уходом от налогов и прочими издержками пребывания биткоина в серой правовой зоне. В первые дни советы эксперта действительно могли принести прибыль, но уж никак не в октябре и тем более не сейчас.
В октябрьском же комментарии ИТАР-ТАСС Александр Владимирович агитировал за чуть более сложный инструмент – ICO (InitialCoinOffering, то есть создание собственной криптовалюты): «Это хороший инструмент для тех стартапов, которые не соответствуют требованиям банка как заемщика или не подходят венчурным фондам. Например, у них отсутствует выручка или им негде взять первоначальные инвестиции. Для них ICO может стать способом получения первых инвестиций. Возможно, даже единственным способом (sic!)».
Перескажем совет, который дал Александр Першиков, своими словами: если вам отказали все банки и фонды, так как вы не соответствуете требованиям по кредитованию, а ваш стартап никчемен, вы еще можете получить для него деньги путем отъема средств у продолжающего верить в криптовалюту населения, которое стремительно съеживается количественно.
Подытоживая сказанное, выразим надежду, что внимание к советам таких «экспертов», как Александр Першиков, и какое-то отношение к ним, кроме как юмористическое, исчерпает себя так же быстро, как это произошло с рекламируемым ими биткоином.