Экс-главе петербургской ОНК Владимиру Матусу дали 4 года условно за попытку взятки

Оригинал этого материала 
©
 Коммерсант.Ру

Общественника Владимира Матуса осудили за заботу о здоровье «авторитета» Мхитаряна.

Владимир Матус

В Санкт-Петербурге Куйбышевский районный суд вынес обвинительный приговор бывшему руководителю городской общественно-наблюдательной комиссии, контролирующей соблюдение прав заключенных, Владимиру Матусу. Он получил условный срок за приготовление к даче взятки. Как установил суд, Матус пытался организовать незаконное смягчение условий содержания находившемуся в заключении криминальному авторитету из Великого Новгорода.

Владимир Матус с 2013 года возглавлял общественно-наблюдательную комиссию (ОНК) Санкт-Петербурга «по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Кроме того, Владимир Матус входил в общественный совет регионального УФСИН. Как следует из выводов судебного следствия, в 2016 году правозащитник решил воспользоваться своими знакомствами в службе исполнения наказаний для улучшения собственного материального положения.

Как сообщал СКР, в апреле 2016 года Матус вошел в контакт с адвокатом авторитетного новгородского бизнесмена Тельмана Мхитаряна. Тот в 2015 году был приговорен судом Великого Новгорода к 11 годам колонии строгого режима по делу о вымогательстве, по которому также проходил самый влиятельный криминальный авторитет региона Николай Кравченко (Коля Бес, повесился в киевском СИЗО перед экстрадицией в Россию). До этого Мхитарян возглавлял целый ряд предприятий и организаций Великого Новгорода, в том числе Новгородский завод стекловолокна и ЗАО «Проектстрой».

Адвокат Мхитаряна якобы высказал пожелание о переводе своего клиента, осужденного на 11 лет колонии строгого режима, из ИК №25 ГУФСИН РФ по Республике Коми в петербургскую межобластную больницу ФСИН имени Гааза.

По одной из версий следствия, отлежав некоторое время в тюремной больнице, Мхитарян рассчитывал получить документы о неизлечимой болезни и выйти на свободу. Согласно подготовленным для госпитализации документам, у заключенного были выявлены ишемическая болезнь сердца, стенокардия и хроническая сердечная недостаточность, грозившая развитием острого инфаркта миокарда.

Владимир Матус согласился помочь за 700 тыс. руб., причем 400 тыс. он оставлял себе за посредничество, а остальное предполагал потратить на взятки должностным лицам ФСИН. Деньги Матус предложил полковнику внутренней службы, начальнику медико-санитарной части УФСИН Бадрудину Дамаданову. Уговаривать офицера пришлось почти полтора месяца.

В итоге договоренность о сделке была достигнута. Но на самом деле большую часть переговоров с предполагаемым взяткодателем сотрудник ФСИН проводил под контролем оперативников ФСБ, куда офицер обратился после того, как получил предложение о взятке.

В августе 2016 года во время очередного этапа переговоров с офицером ФСИН председатель общественно-наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга был задержан сотрудниками ФСБ и СКР. Следственным комитетом было возбуждено дело по ст. 30 и ст. 291 УК РФ (приготовление к даче взятки). Расследование дела Матуса длилось более года.

В итоге 24 апреля 2018 года суд назначил Матусу наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года условно с испытательным сроком четыре года. Подсудимый свою вину так и не признал.

[«Мойка78», 24.04.2018, «Помощь» авторитету Мхиторяну оценили в четыре года условно»: ОНК, созданны во всех регионах страны, и контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания. Матус был председателем петербургской комиссии.

Но уже тогда члены ОНК были недовольны его деятельностью на этом посту. Они рассказывали, что с ним было невозможно встретиться, чтобы обсудить рабочие вопросы. Он почти никогда не отвечал на звонки и письма, как электронные, так и заказные. 

Как установил суд, в первой половине 2016 года Матус вдруг заинтересовался судьбой осужденного преступного авторитета Мхиторяна, и начал активно интересоваться его здоровьем. […] 

Неизвестно, получил он согласие представителя Мхиторяна на сделку, но вышел на Бадрудина Дамаданова — начальника Медико-санитарной части 78 (МСЧ-78) Управления ФСИН России по Петербургу и Ленинградской области, в структуру которой входит тюремная больница Гааза. 

Тот согласился на предложение Матуса помочь Мхиторяну, но сразу же обратился в Управление ФСБ России по Петербургу. Встреча «правозащитника» и Дамаданова проходила уже под контролем оперативников ФСБ, а Дамаданов стал участником оперативного эксперимента. 

После этой встречи председатель ОНК был задержан. Сначала он был арестован, но потом выпущен под домашний арест, где ждал окончания следствия, а потом и приговора. 

На даче показаний подсудимый заявлял, что перевод Мхитаряна в больницу осуществлял законно, по официальному запросу ИК-25, что про деньги он ничего не знает, и что просто выполнял свои обязанности, которые должен бы исполнять, как председатель правозащитной организации. Также он заявлял, что у Мхиторяна серьёзные проблемы с сердцем и ему требуется наблюдение в хорошем кардиологическом центре, который есть только в тюремной больнице Гааза. 

Информацию о болезни на суде подтверждали и родственники Мхитаряна. Но интересно, они заявляли, что до появления сообщений в СМИ никогда не слышали о Матусе и его попытках перевести Тельмана Мхиторяна в больницу, и, соответственно, никаких действий председателю ОНК не поручали, и ни о чем его не просили. 

Кроме того, в прошлом году, пока шел процесс над Матусом, Главное следственное управление (ГСУ) СК РФ по Петербургу возбудило уголовное дело о покушении на начальника МСЧ-78 Дамаданова.

Как сообщало ГСУ, вечером 23 ноября 2017 года на Дамаданова по дороге домой напали двое неизвестных и избили его. Потерпевший был госпитализирован и находился в реанимации. Следствие по этому делу еще не закончено, пресс-служба ГСУ не комментирует ход расследования. — Врезка К.ру]