Омское «метро в никуда» закроют за 500 млн рублей

Знаменитый омский метрополитен, насчитывающий ровно одну станцию, решено закрыть.

метро

На это местные метростроевцы попросили 400 миллионов рублей. Еще 80 миллионов они получат на подготовку проекта, детально расписывающего, куда потратят предыдущие 400. Отличный оборот, высокие финансовые показатели, особенно для транспорта, не перевезшего ни одного пассажира.

Поразительно, но ни в одном из сообщивших о закрытии омского метро СМИ не появилось закономерного вопроса – а кому вообще идут эти средства? Почему стала возможна ситуация, при которой в землю закапываются суммы с множеством нулей? Уж не очередная ли это кормушка пресловутых местных элит?

Правительство Омской области решило заморозить строительство омского метрополитена, которое было начато в 1992 году. «Решение непростое, выстраданное. Но мы обязаны его принять. Работы на объекте прекращены, и нужно сделать так, чтобы потом не возникло проблем», — сказал глава областного министерства промышленности Игорь Лукьянов.

За 26 лет в Омске построили одну станцию метро — «Пушкинскую». Для жителей города открыли ее подземный переход. В строительные работы было вложено 12,9 млрд рублей, в том числе 3,5 млрд рублей на строительство метромоста и 1,5 млрд рублей на вынос коммуникаций. Это делает переход «Пушкинской» одним из самых дорогих в мире.

Открыть первую линию омского метрополитена первоначально планировалось в 2008 году. Затем сроки трижды переносили. В 2012 году выделить деньги на строительство распорядился премьер-министр России Дмитрий Медведев — чтобы открыть метро к 2016 году, когда отмечали 300-летие Омска.

Теперь в рамках проекта по консервации метро планируется завершить строительство еще одной станции — «Заречной». Строительство третьей станции — «Кристалл» — будет прекращено. На подготовку проекта консервации потребуется 80 миллионов рублей. Работы по консервации оцениваются еще в 400 миллионов.

Так бесславно завершилась эпопея, тянувшаяся с 90-х. Косвенные объяснения причин происходящего мы можем попробовать отыскать в новостях, сопровождавших строительство. В прошлом году местные власти оценивали достройку первых трех станций в три-четыре миллиарда рублей, выдать которые региону должен был федеральный центр. В начале этого года казенное учреждение Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» объявило сразу два аукциона – на содержание метромоста и подземного перехода на станции «Библиотека имени Пушкина». В общей сложности на эти цели планируется направить более 22,3 млн рублей из местного бюджета.

Все по русской народной пословице о ласковом теляте, сосущем двух маток. В одну и ту же, причем единственную, станцию метро, сливались средства из федерального и местного бюджетов. Сколько из этих траншей было потрачено реально, а сколько распилено и разворовано – поди сосчитай в темноте подземелья. Очень, очень выгодным был этот объект для местных элит. Оттого и стоял десятилетиями в совершенно неизменном виде.

Бывший омский губернатор Леонид Полежаев признался как-то раз, что легко мог бы достроить все четыре станции метро еще в 2016 году. Но кто же режет курицу, несущую золотые яйца? Вот и не поднялась рука у губернатора.

Не стоит думать, что консервация объекта приведет к прекращению этого распиловочного проекта. Ведь нужно будет постоянно мониторить состояние подземных сооружений, укреплять грунт, бороться с вибрацией и протирать оптические оси. Учить чиновников тому, как зарабатывать на подземных пустотах, явно не стоит – они и сами справятся. Жалко только самих жителей Омска, так и не прокатившихся на собственном метро, но десятилетиями скидывающихся на него своими не слишком богатыми налогами.