Счётная палата России выписала первое предупреждение вице-премьеру Марату Хуснуллину с его «любимым проектом» трассой М-12 Москва-Казань (международный транспортный коридор Европа — Западный Китай), который обойдется примерно на 200 млрд рублей дороже изначально запланированной суммы (623 млрд рублей). Один из участков трассы М12 строит ДСК «Автобан» Алексея Андреева, получающий подряды один за другим под протекцией столичного градоначальника Сергея Собянина.
Ряд нарушений аудиторы обнаружили в проектировании строительства трассы: проектно-сметная документация не прошла требующуюся госэкспертизу, хотя финансовые средства на это выделялись вовремя. Более того, выяснилось, что «Автодор» определял цены без аудита и обоснования, когда заключал десятки договоров на общую сумму более 500 миллиардов рублей. Кроме того, в Генпрокуратуру РФ полетела депеша из-за признаков нарушения Земельного кодекса при изъятии земли под строительство трассы.
Сомнения вызывают также договора «Автодора» со своей же дочкой «Автодор-Инжиниринг» на 450,4 млн руб. по услугам контроля качества выполнения инженерных изысканий на строительство всех этапов М-12.
Ранее проект оценивался в 623 млрд рублей, но предполагалось, что он может подорожать после прохождения Главгосэкспертизы. Она 24 декабря сообщила, что выдала положительное заключение на строительство первых трех участков М12 с нулевого по 224-й км в Московской и Владимирской областях. Ту-то и выяснилось, что материалы и строители оказались дороже, а изначальная смета — заниженной.
Еще осенью общественность начали готовить к подорожанию проекта — тогда по СМИ прошла информация, что строителям скоростной автомагистрали М12 от Москвы до Казани не хватает стройматериалов. И активнее остальных ситуацию комментировал именно депутат Думы ХМАО Алексей Андреев, чей «Автобан» строит четвертый и шестой участки М12 во Владимирской, Нижегородской областях и Чувашии. Кто как не он может быть заинтересован в удорожании проекта?
Параллельно с этим вырисовывается еще одно заинтересованное лицо — Сергей Собянин. Ведь он в свое время трудился в Тюменской области, где у него могло остаться достаточно подвязок. А уж о хороших отношениях Собянина с Хуснуллиным, кажется, не говорил только ленивый — последний считается членом команды столичного мэра.
Более того, сам Алексей Андреев — бывший руководитель Департамента строительства автомобильных дорог и методологии проектирования Министерства транспорта РФ. Это и объясняет, откуда у «Автобана», находящегося под личным контролем президента набралось подрядов более чем на 85 млрд рублей.
Интересно также, что среди подрядчиков М-12 есть «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга и «Стройгазмонтаж» Геннадия Тимченко. Такой себе «татарский» строительный клан.