Вот раньше я крал осторожно, а щас обнаглел совсем!

По мнению аналитиков, в последние пару лет в Ленинградской области, переживающей настоящий строительный бум, темпы ввода жилья в эксплуатацию существенно снизились. С недавних пор этот показатель ежегодно уменьшается на 15-20%. Чем обусловлен этот парадокс? Экспертное сообщество уверено: зачастую условия, мешающие девелоперам в срок завершать свои объекты, созданы искусственно. «Автором» этого стремительно нарастающего «коллапса» является Михаил Москвин ― первый заместитель председателя областного правительства по строительству. Зачем ему это нужно?

Среди очевидных причин ― личная заинтересованность куратора местных строек. Ведь чем больше он создает проблем застройщикам, тем весомее «благодарность» последних за их решение. Логика девелоперов понятна: лучше умаслить алчного чиновника и включить многомиллионные убытки в цену строящихся квадратных метров, чем вовсе потерять контроль над своими прибыльными проектами.

Москвин же в любом случае остается не в накладе. Раскошеливаются девелоперы ― получают неплохую прибыль с продаж в строящихся домах, не хотят ― теряют все права на начатые стройки, уступая место более сговорчивым и щедрым конкурентам. Благо, действующее законодательство и служебные полномочия позволяют всесильному чиновнику оперативно организовывать отзыв разрешений на строительство и выдавливать непокорных игроков с регионального строительного рынка.

Другой причиной специфического подхода Москвина к надзору за ходом жилищного строительства в 47 регионе является последовательная дискредитация своего руководителя, губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Дело в том, что бесконечные жалобы на произвол региональных властей, адресованные в федеральный центр владельцами крупных строительных холдингов, и громкие публичные протесты тысяч дольщиков, возмущенных долгостроями, подрывают доверие Москвы к главе Ленобласти.

Напомним, до очередных президентских выборов остается два года. И в этой связи вопрос политической стабильности в каждом из российских субъектов приобретает особое значение. Те из губернаторов, кто демонстрирует неспособность сохранить социальное спокойствие граждан на своей территории, всерьез рискуют уже в первые месяцы следующего года лишиться насиженных кресел. Потому что к 2018 году, когда стартует президентская предвыборная гонка, на этих местах должны оказаться только самые эффективные управленцы. Такие, которые даже в условиях экономического кризиса, негативно сказавшегося на доходах большинства россиян, смогут держать под контролем градус общественного недовольства и обеспечить уверенную победу фавориту грядущих выборов.

На первый взгляд может показаться, что для противопоставления себя Александру Дрозденко у Михаила Москвина нет причин. Однако знающие подоплеку взаимоотношений двух чиновников люди убеждены: таковая имеется. В команде нынешнего губернатора энергичный зампред неукоснительно блюдет интересы депутата Госдумы Сергея Петрова ― давнего политического соперника первого лица Ленобласти и крупнейшего в 47 регионе девелопера. Причем желание Петрова «подсидеть» Дрозденко настолько велико, что даже трудно сказать, какая из двух задач для его внедренного в областное правительство агента приоритетнее ― систематические поборы со строителей или тихий саботаж.

Секрет успеха чиновника-коррупционера

Если емко описывать кипучую деятельность Михаила Ивановича, непременно вспомнишь строчки сатирических куплетов звезды «Comedy Club» Семена Слепакова: «Вот раньше я крал осторожно, а щас обнаглел совсем, И не заметить уже невозможно моих двухходовых схем»…

Разумеется, обо всех незамысловатых уловках протеже Сергея Петрова, помогающих ему оборачивать капитал своих властных полномочий в солидные барыши, мы не расскажем ― предоставим разбираться в этом компетентным органам. Тем не менее, осторожные откровения некоторых застройщиков, реализующих свои проекты в Ленобласти, отчасти проливают свет на «фирменные» методы работы высокопоставленного коррупционера и, по идее, должны вызвать живой интерес правоохранителей и ФАС. Речь идет о принуждении строительных компаний к получению экспертных заключений в некоем «Центре строительного контроля и экспертиз Ленинградской области».

«Отцами-основателями» данной организации в сентябре 2014 года выступили областной Союз строительных организаций и ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области». Декларативной целью создания Центра явились «повышение эффективности госстройнадзора, госэкспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства», а истинной ― фактическая монополизация экспертных услуг с вытекающими из нее завышенными расценками и незаконным обогащением узкого круга лиц.

Правда, чтобы Центр строительного контроля заработал в нужном Михаилу Ивановичу режиме, потребовалась жесткая кадровая зачистка. 1 декабря 2015 года, как раз после своего назначения на должность куратора областных строек, Москвин инициировал в отношении Виталия Григоренко ― первого директора вновь образованной экспертной организации ― служебную проверку. Ее результатом стало скандальное увольнение Виталия Сергеевича по решению суда «за грубое нарушение трудовых обязанностей». Освободившееся место руководителя Центра занял лояльный ловкому чиновнику Михаил Савченко.

Теперь нужно было подать застройщикам Ленобласти сигнал, что отныне за строительными экспертизами им надлежит обращаться в Центр и только туда. Здесь на выручку пришел возглавляемый Москвиным в недавнем прошлом комитет госстройнадзора и госэкспертизы Ленобласти. В ходе серии выездных проверок сотрудники комитета с недетским энтузиазмом принялись выявлять нарушения на стройках. В иных случаях количество высосанных из пальца нареканий превышало сотню. При этом не на шутку встревоженным строителям они намекали: заключения Центра стройконтроля и экспертиз Ленобласти будут автоматически означать получение разрешительной документации. Конечно, стоимость предоставляемых новой структурой услуг оказалась в разы выше, чем в других аналогичного профиля организациях, но иного выбора застройщикам не оставили. Хочешь строить и дальше ― вноси в «кассу» Центра. Для справки: суммы разовых платежей туда колеблются от 1 до 3 миллионов рублей. Интересно, каким образом отражаются и отражаются ли вообще эти нескончаемые денежные поступления в финансовой документации Центра. Будем надеяться, налоговая инспекция все-таки найдет в себе мужество и задаст этот вопрос руководству Центра. А мы продолжим увлекательный рассказ.

По сценарию, точь в точь напоминающему схему загона строительных компаний под крышу Центра, была проведена и монополизация услуг экологической и тепловизионной экспертиз. В этом случае помогать застройщикам расставаться с миллионами наряду с комитетом госстройнадзора взялись три Общества с ограниченной ответственностью: «Экосервис», «Техстрой групп» и «Алюстем строй». Уже не удивляет и размер добровольно-принудительных взносов в эти конторы: все те же 3 миллиона рублей.

Что ж, давайте попробуем хотя бы в грубом приближении подсчитать, сколько на этих аферах вместе с подручными «зарабатывает» повелитель региональных строек и экспертов командир. Из открытых источников нам известно, что к настоящему моменту в Ленобласти выданные разрешения на строительство сопровождают возведение порядка 6 млн м² жилья (624 многоквартирных дома и 29 жилищно-строительных кооперативов). При этом допустим, что экспертные заключения потребуются не каждой отдельной новостройке, а жилому комплексу, состоящему, как правило, из двух корпусов: 653 : 2 ≈ 326. Если за пакет экспертиз по каждому строящемуся ЖК аффилированные с областными чиновниками фирмы взимают и продолжат взимать в течение ближайших трех лет в среднем по 5 млн рублей, получается, что суммарный доход зампреда по строительству и К° к 2019 году превысит 1,5 триллиона рублей: 326 х 5 000 000 = 1 630 000 000. Ох, не тем ремеслом мы с вами, уважаемые читатели, себе на жизнь зарабатываем!

Где деньги, Зин?!

Как гласит народная мудрость, долг платежом красен. Куда же в благодарность Фортуне направляет малую толику своих несметных миллиардов Москвин? Щедро жертвует благотворительным фондам и православным храмам? Строит суперсовременные медицинские или образовательные центры? Или может, примерил на себя роль мецената и опекает людей искусства? Нет, единственное, чем пока прославил себя Михаил Иванович на поприще общественно полезных дел, ― реконструкция ведущей к его собственному коттеджу улицы Чехова во Всеволожске. Да и ту вроде как оплатил в складчину с пятью соседями. А возможно, и вовсе не оплачивал, получив от подрядчика «борзыми щенками» за выгодные контракты в Ленобласти.

По данным «Спарк-Интерфакс», ООО «УК «ГрантИнвест», облагородивший улицу Чехова, существует с февраля 2014 года. Занимается строительством дорог. С момента регистрации фирма получила два десятка контрактов на общую сумму 750 миллионов рублей. Львиную долю из них — заказы стоимостью 675 млн ― в этом году. В их числе 139-миллионный подряд на ремонт дорог в Сланцах и контракт на 215,5 миллионов рублей для проведения ремонтных работ в Выборгском районе Ленобласти.

Директор УК «ГрантИнвест» рассказал СМИ, что на улице Чехова всего за четыре дня было уложено 2 000 квадратных метров асфальта. Цену своего договора с зампредом и его соседями он не раскрыл. Сообщил лишь: 1 квадратный метр, в зависимости от сложности работ, может стоить от 400 до 1000 рублей за метр. Любопытные журналисты взяли 700 рублей за среднее значение, умножили эту цифру на 2000 и получили сумму в 1 миллион 400 тысяч рублей. При этом специалисты отмечают, что на самом деле стоимость подобного ремонта дороги должна была составить 6 млн рублей. Не трудно подсчитать, что это в сто с лишним раз меньше, чем суммарная цена заказов на дорожные ремонты в Сланцах и Выборгском районе, полученных в этом году УК «ГрантИнвест» от областных властей.

Выходит, возводить жилье и ремонтировать дороги в 47 регионе выгодно, даже если за каждый проект и контракт приходится отстегивать по 5-6 миллионов рублей. Плохо только тем, кто по неосторожности купил квартиры в областных новостройках или живет не на улице Чехова во Всеволожске. Потому что продажные эксперты и коррумпированные чиновники благословляют строительство с любыми нарушениями, а без денег вообще никакую значимую для рядовых жителей Ленобласти проблему не рассматривают.