Главным бенефициаром строительства транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, в том числе, поглощающего бюджетные миллиарды метрополитена, является сплоченная чиновничья группировка, неформальным руководителем которой выступает Виталий Родионов – неизменный советник питерских вице-губернаторов. Себя он презентует как представителя интересов высокопоставленных силовиков, часто ссылаясь на некоего загадочного «генерал-полковника».
Сегодня Родионов плотно работает с зампредом регионального правительства Максимом Соколовым, успешно реализовав ранее разработанный сценарий передачи функций строительства метрополитена от разваливающегося АО «Метрострой» новой компании «Метрострой северной столицы». Причиной смены многолетнего подрядчика называют отказ бывшего руководства «Метростроя» выплачивать 10%-й откат петербургской «транспортной мафии», включающей самого Родионова, а также работающих с ним в связке зампредседателя транспортного комитета Андрея Велесевича и Андрея Сизова из комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Следствием отказа стало возбуждение уголовного дела в отношении бывшего гендиректора «Метростроя» Николая Александрова, место которого намеревался занять сам Родионов. Эти наполеоновские планы оказались нарушены губернатором Александром Бегловым, пригласившим в качестве инвестора ВТБ, совместно с которым сегодня и создает «Метрострой северной столицы». Тем не менее, Родионов продолжает лоббировать получение госконтрактов в транспортной и дорожно-строительной сферах связанными с ним и его окружением компаниями, в число которых входят ООО «Нева РП», ООО «Аттика», АО «Аспект Северо-Запад», ООО «ПитерАвто», ООО «Геокад» и др. При этом подрядчики неоднократно выступали ответчиками по искам Смольного за некачественное либо несвоевременное выполнение работ.
Но скандалами оборачивается не только деятельность «мутных» компаний. Так, руководство ФГУП «Спецсвязь» обратилось с жалобой на действия начальника Северо-Западного межрегионального управления Ространснадзора Мансура Баширова, своими указаниями умышленно задерживающего выдачу разрешений на перевозку секретных, особо ценных и особо опасных грузов. В то же время преференции от него получают работающие в той же области, но при поддержке Родионова, компании «Альтаир» и «Автоколонна 1989».
В число фаворитов советника вице-губернатора входит также бизнесмен Алексей Мироновский: за четыре года, принадлежащие ему фирмы «Политех» и «Паритет» (ранее – Управляющая Компания «РТС») получили госконтракты в общей сложности на 1,1 млрд руб. При этом их главными конкурентами в процессе торгов зачастую выступают коммерческие структуры, подконтрольные тому же Мироновскому, такие, как ООО «МТК» или ООО «СК «ПОЙНТЕР».