Красноярские депутаты устроили пир во время чумы

Как стало известно, народные избранники Заксобрания Красноярского края, в неустанных заботах о народе, единогласно проголосовали за закон, по которому их зарплаты увеличиваются вдвое, и со спокойным сердцем ушли на каникулы.  Таким образом, зарплаты слуг народа в Красноярском крае теперь выросли со 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Красноярские депутаты

Данный закон был принят в ходе очередной сессии. В конце заседания, когда зал уже покинули журналисты, парламентарии собирались обсудить повышение зарплат бюджетникам. Но вместо этого поставили на голосование другой вопрос — а не повысить ли им заработные платы самим себе? И единогласно решили: да, повысить. В итоге бюджетники остались в стороне.

Автором документа выступила депутат заксобрания Людмила Магомедова. Она так объяснила свою инициативу: зарплата депутатов не повышалась 11 лет, а нынешний уровень их ответственности явно выше уровня получаемого ими вознаграждения. Конечно, куда уж там  тем же врачам до депутатов, спасающих жизни людей. Думаю хирурги, которые сейчас закончили очередную операцию по спасению жизни и читающие это, крайне возмущены. У них на работе и ответственность, и постоянные «нервы». Но ребята, извините, как видите, у депутатов ответственнее работа. И 100 тысяч рублей для их работоспособности не та сумма, при которой они согласны отдаваться работе.

«Лично я, как председатель комитета, представляющий город Норильск, скажу, что у меня любой директор театра получает в 3 раза выше, чем председатель комитета, курирующий 5 министерств, а значит — владеющий всеми этими вопросами. Поэтому тема очень актуальная. Не боюсь об этом говорить», — говорит Людмила Магомедова.

Закон уже вступил в силу, но фактически зарплаты чиновников и депутатов пока не выросли: чтобы это произошло, нужно пересмотреть расходные статьи краевого бюджета. Но нет сомнений, что это произойдет.

На голосование законопроект вынес вице-спикер краевого парламента, депутат от «Единой России» Алексей Клешко. Скороговоркой, сбивающимся от волнения голосом Клешко предложил внести изменения в систему оплаты труда государственных служащих края. Остальные тут же, моментально проголосовали «за», приняв закон сразу в двух чтениях. Ни одного вопроса или возражения не прозвучало. Воздержавшихся тоже не было.

Как видим, у людей действительно ни стыда ни совести. Как голосовать или выносить какие-то решения для блага народа, так тут же находятся какие-либо препятствия или противники этого. Как повышать зарплату себе, так все «за».

Примечательно, что именно Клешко ранее публично заявлял: недопустимо повышать зарплаты народным избранникам до тех пор, пока не вырастут доходы всех работников бюджетной сферы. «Себе повышать зарплату депутаты должны в последнюю очередь», — говорил когда-то Клешко. По данным Красноярскстата, за I квартал 2017 года средняя зарплата в регионе составила 37 387,5 рубля. Средняя зарплата в области здравоохранения и соцуслуг составила в апреле 28 556,4 рубля. Это официальные цифры. Реальные намного ниже. Опрос, проведенный в апреле телеканалом ОТР, показал, что средняя зарплата врачей в Красноярском крае составляет 14,3 тыс. рублей. Так что удваивать себе зарплаты, по логике вице-спикера, депутатам пока рановато.

Иван Серебряков

Не голосовал за повышение только один депутат — Иван Серебряков, избранный от партии «Патриоты России». Не потому, что был против. Просто он ушел, не дождавшись конца заседания. Решил, что под конец ничего важного обсуждать уже не будут. Хотя, как справедливо заметили пользователи соцсетей, мог бы и досидеть до конца сессии — все-таки 100 тыс. в месяц за это получает.

Неожиданно став единственным парламентарием, не замешанным в скандале, Серебряков сразу же попробовал собрать с ситуации максимальные дивиденды. Для начала депутат заявил: он даже и не знал, что будет обсуждаться такой вопрос. «Мы обсуждали эту законодательную инициативу на комитете, но она касалась не депутатов, а госслужащих, руководителей муниципальных предприятий, библиотекарей, врачей и так далее, а произошла вот такая подмена понятий», — публично удивился Серебряков. Мол, о том, что теперь будет получать ровно в два раза больше, депутат с удивлением узнал потом.

Затем Серебряков разошелся с самопиаром. Заявил: будь он в зале, непременно выступил бы категорически против повышения зарплат. «Такой процесс, как подъем заработной платы, можно рассматривать как пир во время чумы. Во-первых, у нас колоссальный госдолг в Красноярском крае, у нас дефицит бюджета. И в то же время депутаты поднимают себе заработную плату. Второй момент — как это происходило? Это происходило в тайне, покрытой мраком», — обличил коллег Серебряков.

Коллеги ответили на удар и усомнились в искренности Серебрякова. Депутат от ЛДПР Александр Глисков на своей странице в Facebook прокомментировал ситуацию так: «Уверен, что Серебряков знал о готовящейся махинации. Предполагаю, что с ним говорил кто-то из инициаторов законопроекта. Поэтому он «красиво» ушел в расчете, что и зарплату повышенную получит, и сможет оправдаться. Если бы он хотел протестовать, то мог выступить на сессии, привлечь внимание к поправке и предложить поименное голосование. Законопроект он не прочитал до сих пор, судя по его путаным комментариям».

Виктор Толоконский

Серебряков проигнорировал едкие упреки коллег в соцсетях и продолжил пиар-акцию. Парламентарий решил пойти еще дальше и обвинить в случившемся губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. Депутат заявил: вопрос о повышении зарплат предложил на рассмотрение Заксобрания именно аппарат губернатора.

Серебряков предположил, что так глава региона решил «прикормить» краевой парламент. Мол, депутаты несколько раз публично выступили против инициативы Толоконского продать в частные руки принадлежащие краю пакеты таких крупных компаний, как сеть «Губернские аптеки» и «Красноярскнефтепродукт». И тогда глава региона решил купить их согласие на приватизацию государственной собственности: «Повышение зарплаты — это благодарность губернатора за то, что депутаты-единороссы принимают непопулярные решения, слушаются его, идут против совести и мнения избирателей».

«Я думаю, что все это спланировано, чтобы депутат был более лоялен к таким вот выпадам, к таким процессам, которые идут не только против интересов Красноярского края, но и против интересов граждан. Поэтому это благодарность исполнительной власти своим депутатам за то, что они в свою очередь закроют глаза на те процессы, которые ведут если не к разграблению, то уж точно к тому, что эти социально значимые предприятия будут закрываться», — сказал Серебряков в интервью одному из местных интернет-изданий.

Многие аналитики также обвинили в случившемся именно Толоконского. Так, директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что повышение зарплат — попытка губернатора-варяга обеспечить дополнительную лояльность местных элит.

Толоконскому теперь отвечать на подобные обвинения сложно. Во-первых, именно губернатор оперативно подписал скандальный законопроект. Во-вторых, публично подставился, заявив, что не видит ничего криминального в удвоении зарплат. Более того, считает его оправданным. Вот как Толоконский прокомментировал ситуацию местным телеканалам: «Откровенно говоря, зарплата у государственных служащих в Красноярском крае одна из самых низких в России. Вообще в России таких зарплат уже почти нет. Они не изменялись в течение десятка или более лет, поэтому здесь основания, аргументы, безусловно, есть».

Общественность аргументацию Толоконского восприняла скептически. Ведь по данным Росстата, обнародованным в марте, средняя зарплата федеральных чиновников по итогам 2016 года составляет 115,7 тыс. рублей — почти в два раза меньше, чем хотят получать красноярские парламентарии. Можно долго перечислять список регионов, где депутатам не платят даже «скромной» суммы в 100 тыс.

Не сработал и второй аргумент Толоконского — о том, что зарплаты не повышались в течение десятка и более лет. Достаточно изучить официальные декларации о доходах красноярских парламентариев, чтобы убедиться в обратном. Например, годовой заработок депутата Людмилы Магомедовой вырос за последние пять лет на 400 тыс. рублей. В 2012 году она получала 1,75 млн рублей, а в 2016 году заработала уже 2,15 млн рублей. Причем это сущие копейки по сравнению с доходом большинства ее коллег. Ведь почти все красноярские депутаты — люди далеко не бедные. Зарплата в 200 тыс. рублей для многих из них станет лишь приятным бонусом.

Так, один из заместителей председателя Законодательного собрания Красноярского края Дмитрий Свиридов задекларировал по итогам 2016 года доход в размере 99,4 млн рублей. Его коллега Артур Мкртчан официально отчитался о заработке в 78,5 млн рублей. Этот депутат владеет также 14 земельными участками по всей России, несколькими жилыми домами, в его распоряжении целый автопарк — престижные модели Lexus, Mazda Titan, два КамАЗа и два ГАЗа, гидроцикл и мотоцикл. А рекордсмену по количеству земельных владений в собственности среди депутатов краевого ЗС Юрию Данильченко принадлежит свыше 400 участков.

Оправдав повышение зарплат депутатам, Толоконский в очередной раз подорвал свой имидж. Поэтому сейчас многие красноярские депутаты последовали примеру Серебрякова и пытаются оправдаться, переложив вину на губернатора. Первым такую попытку сделал заместитель начальника управления Законодательного собрания Красноярского края Владимир Корецкий. Он привел простой, но убедительный аргумент: нашумевшее решение касается не только парламентариев, но и всех государственных служащих региона.

По словам Корецкого, больше теперь будут получать не только парламентарии, но также сотрудники краевого правительства, администрации губернатора, Счетной палаты. Это в том числе губернатор, председатель краевого правительства, министры края, их заместители, председатель, зампредседателя и секретарь краевого избиркома. А значит, виновных нужно искать и среди них. Не одни только депутаты ответственны за скандал.

Некоторые парламентарии выдвинули конспирологическую версию. Они решили сделать вид, что стали жертвой интриг сверху. Мол, их нагло обманули и подставили. В частности, депутат от ЛДПР Александр Глисков заявил: он думал, что голосует за совершенно другой законопроект, который и сейчас размещен на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края. «Законопроект вообще касался исчисления стажа службы, по нему было заключение Счетной палаты, что он денег не требует, он прошел комитет», — уверяет сейчас Глисков.

Якобы депутаты от «Единой России» обманным путем непосредственно перед сессией внесли изменения в первоначальный текст, где не было ни слова о повышении зарплат. «На сессии никто суть этих поправок не озвучил. Поэтому, не ожидая подвоха, мы проголосовали за первоначальный текст, где речь шла об исчислении срока службы, а о зарплатах вообще речи не было», — оправдывается Глисков.

И если бы депутаты от оппозиции поняли, за что голосуют, обязательно выступили бы против: «У нас десятки тысяч бюджетников живут на 20 тыс. рублей в месяц. В таких условиях поднимать себе зарплаты до 200 тыс. рублей — верх безнравственности. Не может быть и речи о повышении зарплат депутатам, пока не повышены в разы зарплаты учителям, врачам, библиотекарям».

«Правда для многих вскрылась через неделю», — настаивает на своей версии Глисков. «Я, честно говоря, за свою депутатскую деятельность ни разу в жизни с таким не сталкивался. Бывают законы непонятные — запутанные формулировки. Но так, чтобы был один текст, а появился принципиально другой, и никому об этом не сказали! По моей информации, из всего Законодательного Собрания в курсе были пять человек. А большинство оказались заложниками этой ситуации, когда перед глазами был один текст, а в результате такой подмены был принят другой.

Сейчас думаем, как исправить ситуацию. Может, должно быть переголосование. Выглядим, конечно, полными дураками. В свое оправдание могу сказать: я в первый раз в жизни столкнулся с такой политической подставой», — кается Глисков. Поэтому парламентарии от ЛДПР отзывают свои голоса и требуют созвать чрезвычайную сессию Законодательного собрания, чтобы отменить закон.

Слабо верится, что опытный, профессиональный юрист не изучил документ, за который голосует, не заподозрил подмены… Допустим так. Тогда возникает другой вопрос: почему же и он, и все остальные депутаты молчали еще три недели? Почему даже оппозиция не подняла шум? Глисков на эти упреки отвечает так: «Честно говоря, тяжело давалось решение всю эту ситуацию вывалить наружу. И мне, и другим членам фракции. Во-первых, со многими коллегами из других фракций отношения теперь будут навсегда испорчены. Во-вторых, не хотелось волну негатива в свой адрес получать. Со всех сторон ситуация некрасивая».

Обманутые

В то, что бескорыстных депутатов нагло обманули, верится с трудом. Вот лишь один аргумент: сейчас Законодательное собрание Красноярского края обсуждает вопрос о выделении иногородним парламентариям денег на аренду жилья в краевом центре. В краевой парламент внесен законопроект, согласно которому депутаты могут поселиться в служебном жилье или получать компенсацию в размере 30 тысяч рублей. Неплохая сумма, учитывая, что хорошую трехкомнатную квартиру в Красноярске можно арендовать и за 20 тысяч рублей. А еще предлагается возмещать народным избранникам расходы на переезд, включающий перевозку 5 тонн имущества. Так что бессребреников среди красноярских парламентариев найти сложно.

Лидер фракции КПРФ Петр Медведев утверждает, что о законопроекте все знали, в том числе представители ЛДПР: «Не надо раздувать из этого пожар. Во-первых, в законе четко написано «государственным служащим», и государственные служащие – это не только депутаты. 15 лет не поднимали заработную плату главам сельских советов, главам городов, районов и так далее. Мы за эти годы поднимали всем: и бюджетникам, и врачам, и учителям, всем-всем».

Иван Серебряков назвал циничными людьми тех депутатов, которые сначала голосуют «за», повышают себе зарплату, затем с трудом подбирают слова, чтобы обосновать свое решение, а потом оправдываются, ищут виноватых, говоря, что их обманули. Серебряков считает краевой парламент театром абсурда, где депутаты за неделю могут несколько раз поменять свое мнение в зависимости от конъюнктуры, общественного резонанса и пиара.

Кто же все-таки виновен в случившемся, предстоит разобраться прокуратуре Красноярского края. 12 июля ведомство сообщило, что проверка законности действии депутатов Заксобрания уже проводится. Прокуратура установила, что поправка в проект закона, предусматривающая повышение оплаты труда лиц, замещающих государственные должности края, была включена в текст закона в день заседания сессии. Поэтому доработанный ко второму чтению законопроект до его принятия в прокуратуру Красноярского края не поступал и правовую экспертизу в прокуратуре не проходил. Причем документ действительно предусматривает повышение зарплаты в два раза не только депутатам, но и целому ряду других чиновников. Пока проверка не завершена.

Точку в споре о моральной составляющей поступка красноярских депутатов поставил первый замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Алексей Александров. По мнению сенатора, именно парламентарии имеют право на достойную жизнь, поэтому должны зарабатывать больше, чем учителя или врачи.

«Потому что работа депутата более ответственная и требующая более высокой квалификации. Именно от результатов его работы зависит положение врача, учителя, а также больного и школьника. Ну, давайте депутатам вовсе не платить! Зачем депутату машина? — пусть ходит пешком. Зачем депутату рабочее место? — пусть пишет на пеньке, как Ленин», — сказал Александров и обсуждение проблемы разрыва между зарплатами назвал «пустыми разговорами».

Хотя причем здесь оборудование рабочего места депутата и уровень его зарплаты — неизвестно. А пешком полезно ходить для здоровья. И выражение «Ну, давайте депутатам вовсе не платить» подразумевает видимо те 100 тысяч рублей, которые уже у них считаются не деньгами.