По итогам прошлого года в ГСУ СК РФ по СПб поступило 123 сообщения о налоговых преступлениях. В 2016 году их было 166. На четверть меньше стало количество возбужденных уголовных дел — 70 против 94 по итогам 2016 года. А выявленный в 2017-м объем ущерба от налоговых преступлений оказался в два раза выше, чем годом ранее. Об этом стоит помнить бизнесмену, который хочет избежать не всегда приятного общения с сотрудниками Следственного комитета.
По словам руководителя второго следственного отдела (по расследованию налоговых преступлений) второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по СПб Владимира Ромицына, 2017 год отмечен существенными выплатами от юридических лиц, в отношении которых были возбуждены уголовные дела.
Так, ГК «Деловые Линии» погасила налоговую задолженность в размере почти 1,6 миллиарда рублей и закрыла все вопросы, связанные с налогообложением. Претензий к компании со стороны госорганов нет. Уголовное дело было прекращено после погашения задолженности. На протяжении расследования «Деловые Линии» не прекращали свою деятельность и осуществляли перевозки в полном объеме.
Кроме того, возбужденное в прошлом году дело по факту уклонения от налогообложения стало мотивацией для ООО «Санкт-Петербургский ювелирный завод «Ювелиры Северной столицы» возместить причиненный бюджету страны ущерб в размере более 1,1 млрд рублей, то есть в полном объеме.
В целом в 2017 году объем возмещенного сотрудниками ГСУ СК РФ по СПб ущерба по налоговым преступлениям превысил четыре миллиарда рублей. Скачок внушительный, если сравнить с прошлым годом и 1,8 млрд рублей. В отличие от налоговиков, следователи не ограничиваются числами в бухгалтерской отчетности. Органы стремятся вникнуть в товарно-денежные отношения, стоящие за прибылью. Весьма тщательно пересматриваются обстоятельства создания юрлиц, в том числе фирм-однодневок.
У налоговиков период проверки в соответствии с Налоговым кодексом РФ составляет три года, но УК РФ трактует укрывательство от уплаты как тяжкое преступление. Если в течение нескольких лет компания «экономила» на налоговых выплатах, размер доначисленной задолженности может оказаться нереальным для уплаты.
Сюда же можно вписать и громкие суммы по недоимкам, которые озвучиваются в контексте резонансных уголовных дел. По словам Владимира Ромицына, если проверки предпринимателей осуществляет дознавательный орган, то они могут быть негласными. Поэтому бизнесмену нужно в первую очередь помнить о возможности проверки.
«На мой взгляд, бизнесу необходимо обращать внимание на все эти моменты при планировании своих финансовых рисков и налогового поведения», — предупреждает руководитель отдела.
Текущие тенденции
По словам Владимира Ромицына, в 2017 году значительная доля уголовных дел за подрядчиками по госконтрактам. Схема работы — частичный вывод денег из бюджета через фирмы-однодневки.
«Эта ситуация говорит о том, что суммы, перечисляющиеся по контрактам, в ряде случаев значительно превосходят необходимые для их исполнения. Изначально закладываются завышенные сметы, контроль за оценкой их стоимости и качеством исполнения оставляет желать лучшего, что в итоге формирует возможность получения тех же откатов», — считает Владимир Ромицын.
По его словам, если предприниматель распределит деньги по однодневкам, то остается с фактом необоснованных расходов, которые рано или поздно обнаружат правоохранительные органы. Это повлечет доначисления по налогам, штрафы и пени. Уходить от налогов «сменой вывески» тоже проблематично. Это, например, показала резонансная история компании «Технопоиск» — владельца торговой маркой бытовой техники «Редмонд», произошедшая недавно.
Компания получила налоговую претензию на сумму более двух миллиардов рублей, и, как указано в материалах расследуемого уголовного дела, перевела товарный поток на другое юридическое лицо. В итоге был наложен арест на огромную партию бытовой техники, поскольку следствие убедило суд в резонности возмещения ущерба государству посредством товара.
«Схема освобождения бизнеса от уплаты налогов путем создания нового юридического лица и перевода на него имущественных товарных потоков перестает работать. Вот это тоже определенное ноу-хау ушедшего года. В целом же задача следствия — не только установить нарушение закона, возместить причиненный преступлением ущерб, но и предотвратить возможность повторного нарушения. Никому не интересно взять людей, работающих в каком-то секторе, и наказать их, изъяв из этой деятельности, — нужно создать условия для того, чтобы нарушений было как можно меньше, чтобы бизнес видел все риски и принимал взвешенные решения по своим обязательствам перед государством», — резюмирует Владимир Ромицын.
«Предпринимателю нужно помнить: если к нему не пришла с проверкой налоговая инспекция, это еще не значит, что его не проверяют. Возможно, этим занимается орган дознания, и в этом случае проверка носит негласный характер», — отметил он.