«Черный пиар» уходит в сети

Центр информационных технологий (ЦИК) «Рейтинг» провел опрос российских политтехнологов о формах и методах современного «черного пиара», который применяется в корпоративных и политических сферах. В исследовании приняли участие известные российские политологи и политтехнологи. Большинство опрошенных отметили, что «черный пиар» по-прежнему активно применяется в информационных кампаниях, но меняются методы и каналы распространения компрометирующей информации. Основной тренд – активное использование Интернета. По словам профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева: «Изменения в избирательном законодательстве позволили прекратить тот «балаган», который творился в 90-е годы. Но «черные пиарщики» без работы не остались. Они используют более завуалированные методы, активно работают в Интернете. Сейчас это основное отличие от 90-х годов. «Черный пиар» большей частью перемещается в Интернет».

Использование возможностей Интернета является общемировой тенденцией. В этом смысле показательны последние президентские выборы в США. Матвейчев отметил, что «наиболее яркий пример эффективного «черного пиара» в уходящем году – это кампания Дональда Трампа против Хиллари Клинтон. Трампу противостояли все крупные медиа США. Но он выиграл Интернет за счет точных месседжей, ярких образов и высказываний, умения выставить оппонента в невыгодном свете. Думаю, пример Трампа послужит источником вдохновения для многих российских мастеров и подмастерий «черного пиара»».

Эксперты отметили, что «черный пиар» далеко не всегда эффективен. Многое зависит от профессионализма исполнителей. «Черные» методы информационных кампаний при неумелом использовании могут навредить самому заказчику. Олег Матвейчев сослался, например, на неудачную попытку дискредитации казахстанских чиновников и предпринимателей: «Компромат» был основан на сканированных копиях электронной переписки казахстанского бизнесмена Кенеса Ракишева с деятелями шоу-бизнеса. Специалисты легко установили, что «переписка» фальшивая.

Использование подложных псевдодоказательств – не новость в «черном пиаре». Прием с использованием якобы взломанной почты жертвы атаки тоже довольно широко растиражирован. Особенность этой кампании в том, что такие топорные методы были использованы с целью дискредитации казахстанского руководства на международном уровне. Атака сопровождалась попытками западных медиа представить беглого экс-банкира Мухтара Аблязова жертвой политических репрессий «авторитарного режима» Казахстана. Для международного уровня это очень грубая работа. Все шито белыми нитками, что называется».

Опрошенные эксперты полагают, что активное распространение социальных сетей в современном обществе делает этот канал распространения негативной информации наиболее привлекательным для «черных пиарщиков». В основном с этим связано использование Интернета в дискредитационных кампаниях. Все больше применяются методы психологического воздействия на аудиторию с учетом ее особенностей. По всей видимости, в следующем году отмеченные тенденции сохранятся.

Кинес Ракишев

Кинес Ракишев

Автор: Игорь Степанов.

Оставить комментарий