Виктор Кондрашов и авиакрушение самолета

В Иркутской области следствие продолжает работу над выяснением причин катастрофы с легкомоторным самолетом Cessna RA-2842G «Беркут». Пока же главные вопросы, возникшие сразу после катастрофы, остаются без ответа. А именно — до сих пор неясно кому принадлежит Cessna и кто им управлял. По первоначальной информации, этим человеком был зампред иркутского правительства Виктор Кондрашов.

Виктор Кондрашов

Напомним, 16 июля около 16:30 по московскому времени самолет Cessna-172R, принадлежащий частному лицу, совершил грубую посадку на поверхность Байкала в районе острова Ольхон. Пострадали два человека, они были доставлены в Хужирскую центральную районную больницу, еще двое находившихся в самолете сразу после происшествия скрылись в неизвестном направлении. Воздушное судно получило значительные повреждения и частично затонуло недалеко от берега.

Одного из пострадавших вечером того же дня доставили реанимобилем в Иркутскую областную больницу, ему требовалась экстренная помощь челюстно-лицевого хирурга. Второй пострадавший остался в Ольхонской районной больнице в селе Еланцы, необходимости транспортировать его в областной центр медики не нашли. Оба мужчины 1988 года рождения, строители по специальности.

Агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в экстренных службах сообщало, что двое других участников неудачного полета, получившие незначительные травмы, были пьяны и сбежали от медиков. Но ни в пресс-службах регионального Минздрава и ГУ МЧС России по Иркутской области, ни в полиции, ни в названных выше профильных для подобных случаев ведомствах эту информацию не подтвердили.

Позже стало известно имя одного из сбежавших — Александр Мельников, пилот и хороший приятель зампреда иркутского правительства Виктора Кондрашова. Якобы он сам пришел в правоохранительные органы и признался, что управлял самолетом в момент крушения. Имя четвертого человека, находившегося на борту, до сих пор неизвестно. По некоторым данным, это 15-летний подросток, по другим — сам Виктор Кондрашов.

Расследование крушения

Проверку по факту случившегося начали сразу два ведомства — Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (по данным этого ведомства, рухнувший борт зарегистрирован в Татарстане) и Межгосударственный авиационный комитет.

По словам начальника управления государственного авиационного надзора по СФО Юрия Рожко, уже сейчас налицо многочисленные нарушения по организации обеспечения полетов. Доподлинно известно, что полет был несанкционированным, предварительно разрешения на вылет над Байкалом получено не было.

Частные расследования провели и местные СМИ. Именно на страницах ряда изданий появилась информация, что рухнувший прогулочный самолет — недавнее приобретение крупного правительственного чиновника Виктора Кондрашова, имеющего недвижимость на Ольхоне. И что именно он в момент аварии находился на борту (а по некоторым данным, и за штурвалом).

Виктор Кондрашов

Виктор Кондрашов — заместитель председателя правительства Иркутской области. Родился 10 февраля 1962 года в Иркутске. Там же окончил школу и институт народного хозяйства по специальности инженер-экономист. В 1984 году направлен по распределению на Иркутский завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева на должность мастера участка II группы в транспортный цех.

Через год назначен заместителем цеха, а еще через некоторое время его начальником. В 1992 году стал директором ООО «Панорама», занимавшегося ремонтом и строительством. В 1998 году занял должность заместителя директора ОАО «Иркутский торговый дом». В 2005 году избран гендиректором компании. В 2006 году создал строительный холдинг «Такота», который объединил ряд производственно-строительных предприятий. 14 марта 2010 года избран мэром Иркутска при поддержке КПРФ (через год вступил в «Единую Россию»). В марте 2015 года покинул свой пост в связи с истечением срока полномочий. В октябре 2015 года назначен вице-премьером правительства Приангарья.

Компромат на себя

Чем же вызваны слухи о принадлежности упавшего Cessna Кондрашову? Интригу в случившееся внес сам чиновник. 3 июля на своей странице в Фейсбуке он опубликовал видео взлетающего легкомоторного самолета с тем же бортовым номером, что и Cessna, потерпевший аварию.

При этом никаких опровержений в ответ на комментарии с поздравлениями о приобретении Кондрашов не дает. Но как только ряд СМИ, сопоставив эти съемки с видео на Ольхоне, заявили о связи зампреда регионального правительства с ЧП, тут же в ряде других дружественных Виктору Кондрашову СМИ последовали детальные и подробные разъяснения.

Что для Кондрашова не характерно — до этого случая зампред и на своем нынешнем посту, и в пятилетнюю бытность мэром Иркутска просто игнорировал все нападки журналистов. А тут, едва прозвучали обвинения, тут же были даны ответные комментарии ИА «Альтаир», растиражированные повсеместно.

Дословно: «Самолет не мой. Он принадлежит пилоту Александру Мельникову. Я его знаю, потому что все в спорте друг друга знают. Съемка, которая в Facebook, была сделана 3 июля. На Ольхоне несколько туристических воздушных судов, они там постоянно летают. Я же не знал, когда снимал видео, что упадет именно этот самолет».

Также Кондрашов со страниц местного портала (известного в народе своими фейковыми публикациями) заявил, что не умеет управлять воздушным транспортом. Видимо, для усиления эффекта отрицание в причастности к самолету и непосредственно аварии было продублировано и на Фейсбуке.

Здесь Кондрашов посоветовал псевдоэкспертам узнавать информацию напрямую из источников, так как слухи — удел ущербных. Но в комментариях к этому посту не все поддержали чиновника. В частности, внимание было обращено на то, что до сих пор не обнародовано имя четвертого человека из самолета. А также что из сотен пострадавших в различных авариях чиновник навестил в больнице именно этих.

Действительно, последний факт имел место и наводит на определенные размышления. Зампред иркутского правительства лично посетил двух пострадавших в участковой больнице в Хужире, куда их доставили сразу после происшествия. Свое внимание к здоровью этих двоих сам Кондрашов объяснил тем, что в момент крушения по стечению обстоятельств проезжал мимо и принимал участие в спасательной операции, помогая организовывать доставку раненых.

Правда, об этом аспекте, кроме самого Кондрашова, никто нигде не упоминает.

Заинтересованность чиновника

Есть еще одна версия личной заинтересованности чиновника в судьбе пострадавших. Ее местному порталу NewsBabr озвучил один из жителей Ольхона, близкий к местным властям и хорошо знакомый с ситуацией. На остров на Байкале чиновник (кстати, любитель экстремальных видов спорта) приезжает часто, так как здесь сейчас строится его дача.

По словам источника, «Кондрашов катал на этом самолете двух строителей и ребенка их знакомой. Они ему что-то строили, он в благодарность предложил прокатить их на своем самолете. Выделывался, выкрутасничал, очень самоуверенно себя вел в воздухе. Летал над домами. Ну и довыделывался».

О том, что на борту Cessna в момент аварии действительно был подросток, говорят очевидцы. А вот кто был за штурвалом, по-прежнему неизвестно — сам Кондрашов, утверждающий, что не умеет управлять самолетами, или его приятель Александр Мельников, назвавшийся пилотом. Не исключено, что по дружбе он взял вину на себя.

Также до сих пор не ясно, кому принадлежит злополучная Cessna. Хотя именно эта информация могла бы развеять слухи и подозрения. Собственником на сайте МАК значится частное лицо. Возможно, ясность будет внесена после обнародования результатов расследования, а возможно, и нет. Слишком активно Кондрашов открещивается от любой причастности к истории с самолетом и к его владельцу.

Кондрашов и самолет

Может ли Кондрашов быть владельцем Cessna? Теоретически да. Согласно декларации 2016 года, зампред иркутского правительства является самым богатым чиновником правительства Иркутской области: его годовой заработок — 43,7 миллиона рублей. Это в 10 раз больше, чем у иркутского губернатора.

В собственности Виктора Кондрашова квартира в 56 квадратных метров и жилой дом в 858 квадратов. Губернатор Сергей Левченко владеет квартирой в 90 квадратных метров, земельным участком в 838 квадратов и гаражным боксом. А вот про самолет Кондрашова в декларации ничего нет. Хотя если приобретение воздушного спортивного судна действительно имело место летом этого года, то отобразит это лишь следующая декларация, за 2017 год.

Может ли человек с годовым доходом почти в 44 миллиона рублей позволить себе такую покупку? Вполне. Стоимость конкретно этой модели Cessna колеблется от 2 миллионов рублей (за подержанный экземпляр) до 120 тысяч евро за новый.

Последствия крушения

Стоит добавить, что последствия падения легкомоторного самолета сказались не только на здоровье — а возможно, в перспективе, отразятся и на карьере некоторых задействованных лиц — сказались они и на экологической обстановке Байкала. Специалисты Байкальского управления Росприроднадзора обнаружили на месте падения самолета на озере нефтяное пятно площадью около 12 квадратных метров. Взяты пробы воды, сейчас оценивается причиненный озеру ущерб.

Стоит добавить и еще одно — даже если и удастся доказать, что Кондрашов имеет отношение к упавшему самолету, вряд ли это повлияет на его политическую карьеру. Чиновник имеет опыт выходить сухим из воды и в более сложных ситуациях.

Сомнительные сделки

В середине февраля этого года стали известны факты расследования, проводимого правоохранительными органами Иркутской области в отношении Виктора Кондрашова. Речь идет о его деятельности в одах на посту мэра Иркутска. Внимание силовиков привлекли некоторые сомнительные сделки с земельными участками как в границах Иркутска, так и на прилегающих территориях, которые не могли быть проведены без ведома мэра.

Есть вероятность, что некоторые их этих дел напрямую связаны с делом находящегося под следствием мэра Иркутского района Игоря Наумова, который обвиняется в мошенничестве с землями Иркутской аграрной академии. Многочисленные земельные участки тогда были проданы «нужным людям». Тем самым лица, причастные к сделкам, обеспечили себе серьезную защиту, так как в случае возбуждения дел может быть поставлен вопрос в том числе и об аннулировании незаконных сделок, что может повлечь многомиллиардные убытки у весьма серьезных финансово-промышленных структур региона.

Давление органов

Кстати, еще в 2015 году Кондрашов объяснял свой уход с поста мэра Иркутска не только истечением срока полномочий, но и давлением со стороны правоохранительных органов. Только с конца 2014-го по начало 2015 года количество доследственных проверок городской администрации, возглавляемой Кондрашовым, достигло 18.

Проходили подозреваемыми по этим проверкам около 75 человек. Документы, по нашей информации, изымались грузовиками и увозились в Следственный комитет. В суды в этот период было направлено более 250 уголовных дел по коррупционным составам преступлений, в том числе в отношении муниципальных и областных чиновников.

По мнению же Кондрашова, люди задерживались «за какие-то мелочи». В ответ на это заявление следком тогда посоветовал Кондрашову честно работать в рамках закона, чтобы не попасть в эту статистику. А сейчас нынешняя администрация Иркутска пытается инициировать расследования деятельности предыдущего мэра.

В частности, все пять лет его работы на этом посту в неизвестном направлении исчезали средства, направляемые на ремонт дорог, их очистку и вывоз снега. А точнее — в известном направлении. Главой ЖКХ Иркутска Александром Николаевым при содействии (или попустительстве) мэра Кондрашова через доверенных лиц были учреждены компании ООО «Инвестресурс», ООО «Проект Т» и ООО «Клининг сервис». Компании эти не имели никакой материальной базы, на их балансе не было никакой техники, но начиная с 2012 года именно этим структурам отдавали в субподряд работы по санитарной уборке города и по ремонту улиц и внутриквартальных проездов в Иркутске.

В 2012 году сумма подрядов составила примерно 80 миллионов рублей, в 2013 году — 200 миллионов, в 2014 году — 400 миллионов. Работы «бумажные фирмы» официально получали от МУП «Иркутскавтодор» под маленький процент субподряда (от 5% до 10%).

Эти же работы компании затем продавали мелким бригадам за 30%. Таким образом, несложно посчитать, что муниципальное предприятие «Иркутскавтодор» (в 2012 году его возглавлял друг Николаева Радик Фаразутдинов) потеряло за два с половиной года 204 миллиона рублей. Не исключено, что тщательное расследование сможет доказать непосредственное участие в этой схеме экс-мэра Иркутска. И тогда самолет на этом фоне действительно окажется несущественной мелочью.