В связи с уходом с российского рынка представителей западных производителей в стране возникла острая проблема обеспечения новостроек высококачественными лифтами. Между тем генеральный директор компании «Дом.РФ» Виталий Мутко заявил о готовности закрыть около 40% потребностей девелоперов в лифтовом оборудовании собственными производствами.
Так, возглавляемой Мутко госкорпорации подконтролен Щербинский лифтостроительный завод. Вместе с тем «Дом. РФ» является основным кредитором еще двух крупных предприятий отрасли – омского «Сиблифта» и Карачаравского механического завода, которые сейчас находятся в состоянии банкротства. Таким путем, он хочет не только приумножить капитал, но и сохранить токсичные активы.
Между тем, проблемы с лифтами «на слуху» у владельцев квартир в новостройках, а также вызывают обоснованную тревогу у застройщиков и управляющих компаний. Так, например, в 26-этажном ЖК «Тринити» в Западном Дегунине функционирует всего лишь один лифт. Диспетчер «МОС ОТИС» в оправдание сообщает, что компания «OTIS», которая занималась гарантийным и сервисным обслуживанием лифтового оборудования, покинула российский рынок.
Также из России ушли швейцарская «Schindler», финская «Kone» и немецкая «ThyssenKrupp». В результате в высотках, где были установлены лифты этих фирм, начались проблемы с запчастями и подъемниками, что вынуждает их останавливать из соображений безопасности.
Хотя та же «Kone» и дала разрешение своим российским топ-менеджерам работать под своим брендом, головная компания может в любой момент отказаться предоставлять новые версии ПО, что влечет далеко идущие последствия. Предпринимаемые застройщиками попытки перейти на китайскую продукцию не увенчались успехом, так как лифты «Kone» из Китая оказались несовместимы с европейскими.
Данная проблема начала приобретать масштабный характер. По данным депутатов Госдумы, из-за отсутствия лифтов, за первое полугодие были сорваны сроки введения в эксплуатацию до 800 новостроек, что оставило без квартир около 74 тысяч семей, которые внесли свои деньги и ждали заселения. Между тем аналогичная отечественная продукция имеет ограничения по высоте подъема и несоответствие максимальной скорости установленным нормативам, в результате чего отрасль пока зависима от импорта.
Одновременно с этим российские производители вынуждены на протяжении последних лет отбиваться от претензий кредиторов. Например, Карачаравский механический завод должен свыше 8 миллиардов рублей. Инициаторами его банкротства стал банк «Возрождение» и «Промсвязьбанк».
В свою очередь, компания-правопреемница «Промсвязьбанка» — ООО «Городская механика» подала в суд заявление о банкротстве «Сиблифта». Интересно, что ее учредителем является ООО «ДОМ.РФ Управление проектами», подконтрольное госкорпорации, возглавляемой Виталием Мутко, который обещает быстрое решение проблем с лифтовым хозяйством. Как бы не получилось, как обычно — госфинансирование выделено, деньги ушли неизвестно куда, а заказчик «остался с носом».