В прошлую среду в Санкт-Петербурге ФСБ задержала бывшего совладельца компании «ТД Интерторг», который владеет сетями Spar и «Народная семья», Аллахверди Абдулаева. Кроме Абдулаева задержали ещё двух топ-менеджеров — юриста и финансового директора. Их подозревают в хищении 8 млрд руб. у Сбербанка. Другой совладелец «Инерторга», брат Аллахверди Абдулаева Мушвиг Абдуллаев, объявлен в розыск по обвинению в мошенничестве на 1,2 млрд руб. Крах бизнеса семьи Абдулаевых возможно станет одним из самых громких провалов в истории российского ритейла.
Оптом и в розницу
Про ранний опыт братьев в бизнесе известно не очень много, в конце 1990-х Мушвиг Абдуллаев учредил компанию «Интербизнес», которая занималась оптовой торговлей, в том числе перепродажей макарон, консервов и табака. Прокачав свои навыки в этих сферах и не добившись особенных успехов, братья решили заняться ритейлом. В 2003 году компания вышла на рынок розницы, создав «Интерторг» и открыв первые магазины «Семья». На тот момент на ранке уже было достаточно дискаунтеров, в том числе и всем известная «Пятерочка», но братья Абдулаевы решили в лоб конкурировать с федеральными сетями, многие потом говорили, что это их и погубило. В 2011 году «Интерторг» заключил лицензионный договор со нидерландской сетью Spar International на развитие магазинов на Северо-Западе. Параллельно Абдулаевы скупали буквально все, что плохо лежало: обанкротившиеся мелкие сети, земельные участки, помещения и проч. Амбиции Абдулаевых принесли свои плоды, к 2017 году оборот их розничной империи достиг 82,8 млрд руб, компания ежегодно прирастала на 15-25% и открывала по 50-70 объектов в год. На пике «Интерторг» имел 500 магазинов, из них более 200 под вывеской Spar.
Серый гигант
Создавая одну их крупнейших розничных сетей в России, братья Абдулаевы не забывали о приемах, которым научились пока торговали сигаретами. Весь их бизнес был оформлен на офшорные компании, в 2018 году они скандалили с изданием «Деловой Петербург», требуя исключить их из рейтинга богатейших людей Северо-Запада, так как формально им вообще почти ничего не принадлежало. Сотрудников магазинов они оформляли на фирмы-однодневки, чтобы минимизировать затраты на ФОТ, а условия работы, по слухам, были близки к рабскому труду. То, что бизнес Абдулаевых, тратит больше, чем может себе позволить, начало проявляться еще в 2017 году, Мелкие поставщики компании начали жаловаться на задержки в оплате за поставленный товар. Тогда же начались задержки в начислении зарплаты. Примерно в это время сотрудники Сбербанка узнали, что им предоставили недостоверную информацию о доходах и финансовом состоянии «Интерторга». После того, как банк выдал заем, братья Абдулевы распорядились ими по собственному усмотрению» и перестали оплачивать кредит.
Неудачный отпуск
К 2019 году бизнес Абдулаевых трещал по всем позициям. Мушвиг Абдуллаев безуспешно пытался договориться с банками о реструктуризации долга. Все банки отказывались его перекредитовывать, якобы по команде основного кредитора — Сбербанка. Видимо, тому не очень понравилось, как братья обошлись с выданным кредитом. Параллельно на компанию сыпались иски от поставщиков, а доведенные до отчаянья сотрудники устраивали митинги с требованиями выплатить им зарплату. Мушвига Абдуллаева задержали в Пулково при посадке на рейс в Дубай, силовики посоветовали ему побыстрее расплатиться с сотрудниками и затем отпустили, на каких неформальных условиях, история умалчивает. В феврале 2020 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга признал «Инерторг» банкротом по иску от нескольких поставщиков, магазины, некогда принадлежащие братьям, закрылись, или сменили владельцев.
РБК опросила многих участников рынка, и большинство пришли к одному выводу: учредители «Интерторга» — типичный пример бизнесменов, выросших из 1990-х, когда сила и хитрость была важнее правовой чистоты. Проблема в том, что начали они достаточно поздно, когда скидка на принцип «все такими были» уже не работала.