Как и где работают бывшие губернаторы

По стране продолжается череда губернаторских отставок. Только в этом году своих постов лишились главы семи областей. Одни из них попали под следствие или уже находятся в местах не столь отдаленных. Другие стали пенсионерами, ушли в бизнес или продолжают госслужбу.

В бизнес

Оставив пост главы Республики Карелия в феврале, Александр Худилайнен тут же перешел в компанию «Усть-Луга Ойл», которая занимается поставкой нефтепродуктов в Европу. Cказать, что Худилайнен просто хорошо трудоустроился, будет недостаточно: он сразу занял должность председателя совета директоров. При этом экс-чиновник за всю свою жизнь ни дня не проработал в бизнесе.

                     Александр Худилайнен

В бизнес подались и многие другие «эксы». Илья Михальчук (Архангельская обл.) устроился в группу строительных компаний «СУ-155» замом гендиректора. Павел Ипатов (Саратовская обл.) стал замом гендиректора ОАО «Росэнергоатом». Олег Бетин (Тамбовская обл.) теперь старший вице-президент банка «Российский капитал».

— Экс-губернаторы досконально знают всю систему функционирования власти в России. Они востребованы в качестве лоббистов для бизнеса. Как на самом деле принимаются решения, лучше их, пожалуй, знают только в ФСБ, — отмечает гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

Эксперт прогнозирует, что вскоре начнется еще более активный исход в бизнес-структуры губернаторского корпуса в связи с его омоложением и соответственно с более ранним освобождением от должностей.

Отдельная «каста» бывших — крупные фермеры. Юрий Лужков занимается агробизнесом в Калининградской области. У него свои коровы, овцы и, конечно, пчелы. Экс-глава Тверской области Дмитрий Зеленин, прославившийся фотографией червяка в твиттере, теперь выращивает картофель и поставляет его в супермаркеты.

Первый и единственный вице-президент России, а в 1996–2000 гг. губернатор Курской области Александр Руцкой нашел себе применение на цементном заводе и в разведении рыбы. В политику вернуться тоже пытается, но пока безуспешно.

На госслужбу и в парламент

Некоторые бывшие продолжают чиновничью карьеру. Так, Николай Цуканов (Калининградская обл.) стал полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе, Сергей Ястребов (Ярославская обл.) — зам. министра природных ресурсов, Виктор Басаргин (Пермский край) — руководителем Ространснадзора.

Традиционным же политическим «отстойником» для экс-губернаторов является Совет Федерации: сейчас полтора десятка бывших глав регионов пребывают в статусе сенаторов. Да и сама спикер верхней палаты Валентина Матвиенко до избрания в СовФед восемь лет руководила Санкт-Петербургом.

— Старая система номенклатуры в нашей стране уже не работает. Единого правила по дальнейшему развитию карьеры нет, — полагает политолог Константин Калачев. — Судьба каждого бывшего губернатора определяется в индивидуальном порядке и во многом зависит от его личных связей. Есть те, которым в итоге вообще ничего не предлагают. Хотя есть одна неиспользованная ниша — дипломатическая служба, пусть и не в самых ключевых странах. Самый же простой способ — отправить в законодательную власть. Хотя это по большей части вариант почетной пенсии.

Типичный пример такого «пенсионера» — Эдуард Россель из Свердловской области. Составить ему компанию в зале заседаний СовФеда может в ближайшее время и экс-губернатор Рязанской области Олег Ковалев, пока назначенный советником на общественных началах у своего преемника.

[ИА Regnum, 04.03.2016, «Экс-губернатор Тверской области переходит на работу в ВПК»: Экс-губернатор Тверской области Андрей Шевелев будет работать в сфере военно-промышленного комплекса. Об этом 4 марта журналистам сообщил полпред президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов, который приехал на представление Игоря Рудени в качестве нового руководителя области.
Беглов отметил, что Андрей Шевелев займется укреплением ВПК, однако в какой именно должности и по какому направлению — не уточнил. — Врезка К.ру]

В свое удовольствие

Пермский экс-губернатор Олег Чиркунов много путешествует. «Как любой русский, я люблю солнце, а у нас пожизненный дефицит солнечных лучей», — говорит он. Для души Чиркунов преподает в Высшей школе экономики, пишет книги, владеет сетью супермаркетов и выращивает виноград во Франции.

Ощутил тягу к преподаванию и экс-губернатор Амурской области Леонид Коротков. Сначала пошел обычным учителем в частную школу Благовещенска, а затем — в университет. «Детей я воспитывать люблю, историю знаю», — объяснил свой неожиданный выбор Коротков.

Труд в неволе

Некоторым не очень везет, и они вынуждены продолжать трудовую «карьеру» в местах лишения свободы. Осужденный за взяточничество Вячеслав Дудка (Тульская обл.) работает формовщиком стеновых блоков. До этого состоял в пожарной к­оманде. «В настоящее время он может претендовать на УДО. Заключенный не нарушает режим, ведет послушный образ жизни», — характеризует бывшего губернатора ФСИН.

Николай Денин (Брянская обл.) устроился на зоне привратником. Он также отличается «примерным поведением».

[«НГ», 17.04.2017, «Кем работают на зоне осужденные бывшие мэры и губернаторы?»: Экс-мэр Брянска Сергей Смирнов сидит в той же Клинцовской колонии, он оказался за решеткой в 2015 году после того, как был признан виновным в превышении должностных полномочий и получил четыре года колонии. По данным СМИ, Смирнов на зоне работал на производстве пластиковых окон. […]

А бывший глава Рыбинска Юрий Ласточкин, в 2013 году осужденный на восемь с половиной лет строгого режима, отбывает наказание в колонии в Тверской области. По данным следствия, в июле 2013 года Ласточкин требовал от директора одного из муниципальных предприятий взятку. На зоне Ласточкин работает в библиотеке и особых претензий к условиям содержания не имеет.

Также в библиотеке, но уже в новосибирской колонии строгого режима ИК-18 работает и осужденный за коррупционные преступления экс-мэр Бердска Илья Потапов. Суд в 2015 году приговорил его к 10 годам в колонии строго режима и штрафу. — Врезка К.ру]

Другие попавшие в поле зрения следователей экс-губернаторы пока вынужденно отдыхают — до приговора суда. В его ожидании находятся Леонид Маркелов (Марий Эл), Александр Соловьев (Удмуртия), Вячеслав Гайзер (Коми), Василий Юрченко (Новосибирская обл.), Александр Хорошавин (Сахалин) и Никита Белых (Кировская обл.).

Маркелов, как известный любитель поэзии, в случае своей отправки в колонию мог бы устроиться библиотекарем. Соловьеву может пригодиться опыт работы в молодости стропальщиком, а Белых мог бы работать журналистом. Хорошавин же вполне в состоянии претендовать на должность банщика — в его губернаторской резиденции как раз была шикарная баня.

                                 Леонид Маркелов

Хуже всего придется, судя по всему, Гайзеру. До политики он трудился только в банке, а к деньгам его теперь уже по понятным причинам даже на зоне не подпустят.

Желают устроиться

По сведениям «Собеседника», пока не решили вопрос со своим трудоустройством Вячеслав Наговицын, руководивший Бурятией 10 лет, и Сергей Митин из Новгородской области, чей губернаторский стаж составляет столько же.

[Новгород.ру, 20.04.2017, «Бывший вице-губернатор Александр Тарасов работает в Московском метрополитене»: Бывший вице-губернатор Новгородской области Александр Тарасов уже больше месяца занимает должность заместителя начальника службы безопасности Московского метрополитена. Об этом он сообщил корреспонденту «Новгород.ру».
Напомним, в феврале после отставки губернатора Сергея Митина Александр Тарасов покинул пост его заместителя. Он планировал остаться в регионе, но в Новгородской области предложений о новой работе так и не поступило.
— В Новгородской области мне никто не предложил никакой работы. Вариантов не было. Но предложение поступило из правительства Москвы, — прокомментировал Александр Тарасов. — Врезка К.ру]

***

Почетная пенсия Шаймиева и Рахимова, Владимир Артяков и Павел Ипатов в госкорпорациях, Зеленин и Руцкой подались в бизнес

[…] Как показывает практика, в большинстве своём бывшие губернаторы после отставки хорошо пристраиваются.

Нефть и «парашют»

6862 дня Минтимер Шаймиев руководил Татарстаном (1991-2010 гг.). Сегодня он «просто» государственный советник республики и пожизненный член парламента, обладающий правом вносить законодательные инициативы. Есть у экс-президента и несколько общественных должностей, а степень его влияния в республике ничуть не уменьшилась после отставки. Тем более что сыновья Шаймиева Айрат и Радик — одни из богатейших бизнесменов Татарстана, совладельцы группы компаний «ТАИФ» (нефтегазопереработка, нефтехимия, телекоммуникации, строительная, банковская и инвестиционная сферы и т. д.). Состояние каждого, по оценкам Forbes, более 800 млн долл.

Бывший коллега Шаймиева, экс-президент Башкортостана Муртаза Рахимов (1993-2010 гг.), «на пенсии» большое внимание стал уделять нефтяному бизнесу и благотворительности. Сейчас он — глава Совета благотворительного фонда «Урал» (уставной капитал — 63,4 млрд руб.). А его сын Урал Рахимов — акционер ОАО АНК «Башнефть» и ряда уфимских нефтеперерабатывающих заводов.

Более молодое поколение отставников прямиком идёт в топ-менеджеры. Так, экс-губернатор Самарской обл. Владимир Артяков () после отставки сначала стал замом главы «Ростехнологий», в 2013-м взялся рулить советами директоров сразу нескольких компаний — Объединённой двигателестроительной корпорации, ОПК «Оборон­пром», ОАО «Вертолёты России», концерна «Созвездие», а недавно стал 1-м замом гендиректора «Ростеха». Экс-губернатор Саратовской обл. Павел Ипатов трудится в ОАО «Концерн Росэнергоатом» и тоже замом генерального.

Скромный заводик

Не всем отставникам, особенно первой волны, удаётся пристроиться на самые хлебные места, но и с голоду старая гвардия не умирает. Например, экс-губернатор Курской обл. (1996-2000 гг.), а в прошлом вице-президент России Александр Руцкой с 2000 г. не работает на государство. Единственное, что ему удалось поиметь на губернаторском посту, — квартира в элитном доме в центре Курска.

Он её отсудил, но тут же продал и уехал с семьёй в Подмосковье. Уже несколько лет Руцкой руководит советом директоров компании, которая «строит уникальные предприятия». «Построили вот завод в Воронежской области по производ­ству ультрадисперсной извести. На территории бывшего СССР такую продукцию никто больше не выпускает, — с гордостью рассказывает Руцкой. — Плюс цементный комбинат мощно­стью 5 млн тонн цемента нового поколения…» При этом он с возмущением опровергает слухи, что цементный завод принадлежит лично ему.

Бывший губернатор Мурманской обл. Юрий Евдокимов (1996-2009 гг.) успел радикально поменять сферу деятельно­сти дважды: сначала руководил петербургским филиалом крупнейшей частной кинокомпании «Всемирные русские студии» (RWS), а потом нашёл себя в околомедицинской сфере. «Я занимаюсь интересным делом, связанным со строительством медицин­ских объектов, поставками оборудования для них, с развитием в России и за её пределами гемодиализных центров, — пояснил он. — Мы проектируем крупный перинатальный центр в Алтайском крае, строим онкологический центр в Ингушетии, перинатальный центр и родильный дом в Магаданской обла­сти, работаем в Приднестровье и Молдавии, сейчас заходим в ряд стран Африки».

А бывший тверской губернатор Дмитрий Зеленин () подался в фермеры. Сразу после отставки он заявил, что намерен развивать в обла­сти агропроекты (производить картофель и мясо). Чуть позже анонсировал своё участие в ресторанном бизнесе. По оценкам специалистов, и то и другое у него получается успешно. Кстати, Зеленин теперь ещё и обладает правами на управление трактором.

Кадровый резерв

Не все экс-губернаторы отправляются на политическую обочину. Конечно, самый уникальный случай — это Николай Меркушкин. Ему удалось из одного губернаторского кресла пересесть в другое. Перестав отвечать за Мордовию (1995-2012 гг.), Меркушкин стал главой Самарской обл. Экс-президент Чувашии Николай Фёдоров (1994-2010 гг.) на повышение после отставки пошёл не сразу — пришлось пару лет пересидеть в сенаторском кресле. Кстати, парламент — главный работодатель для всех бывших. Сенаторские и депутатские мандаты им достаются без особого труда (см. инфографику). Зато теперь Н. Фёдоров отвечает за всё сельское хозяйство в России — в ранге министра.

инфографика

У бывшего губернатора Саратовской обл. Дмитрия Аяцкова (1996-2005 гг.) карьера складывается не так однозначно. Сразу после отставки в 2005 г. его назначили послом РФ в Белоруссии. Однако вскоре на пресс-конференции Аяцков предложил батьке Лукашенко «перестать дуть щёки». Случился скандал, назначение послом отменили. Через год экс-губернатор устроился помощником в Администрацию Президента РФ.

 Готовил материалы для госсоветов, получал по тем временам приличный оклад — 1 млн 400 тыс. руб. в год. Но в 2011-м пересел в кресло директора Поволжского института управления им. П. А. Столыпина — это филиал Российской академии народного хозяйст­ва и государст­венной службы при Президенте РФ. В конце 2013 г. подал в отставку.

«Я в общем-то работаю, зачислен в штат академии (РАНХиГС). У меня есть хорошие предложения в коммерческих структурах, есть возможность поработать в государственных ведомствах», — рассказал «АиФ» Аяцков. Поговаривали, что ему предлагали место замминистра образования, однако экс-губернатор отказался. Впрочем, как политика списывать со счетов его рано. По крайней мере, на депутат­ский мандат Аяцков вполне может рассчитывать. Как и пока опальный Юрченко.