Павел Фукс и его темная банковская история

Уроженец Харькова Павел Фукс (год рождения 1971),  по данным источника московского РУБОП, еще с юных лет связался с местными бандитами. Аналогичный путь прошел и нынешний владелец футбольного клуба ЦСКА Евгений Гинер.

Павел Фукс

Тогда в Харькове «правили бал» несколько криминальных авторитетов, среди которых выделялись Геннадий Кернес (кличка Гепа, в последствии стал мэром Харькова) и Василий Салыгин (потом занял должность председателя Харьковского областного совета). Фукс был членом команды Кернеса, а Гинер – Салыгина. В принципе в тот момент это были две банды, не находившиеся в состоянии войны.

В начале 90-х годов харьковские бандиты вместе с липецкой преступной группировкой получили контроль над московским рынком «Лужники» (харьковские зашли на него через многочисленные команды лохотронщиков оккупировавших рынок и состоявших из жителей Харьковской области). Две ОПГ объединились в одну мощную команду.

На Украине ее членов прозвали «лужнековские», а в столичном РУБОП — «липецкие хохлы». «Харьковские» отправляли следить за соблюдением своих интересов в Лужниках толковых местных ребят. В частности Василий Салыгин отправил Гинера, а Кернес – нашего героя Павла Фукса. В «Лужниках» тогда орудовал и член липецкой ОПГ и будущий сенатор Александр Тер-Аванесов. РУБОП даже задерживал его в «Лужниках» с оружием.

Мощная команда

Вообще, там образовалась крайне мощная команда: Гинер, нынешний сенатор Александр Бабаков, Фукс, Тер-Аванесов, Максим Курочкин (Макс бешенный). Фукс сдружился с Тер-Аванесовым и с тех пор они неразлучны. В 1992 году, 21-летний Фукс стал младшим партнером 23-летнего Тер-Аванесова в СП Торговый дом «Интрада» (позже переименован в «Трейдинвест»). Учредители данной структуры какие-то «левые» российская и американская фирма: реальные владельцы липецкие и харьковские авторитеты.

Тер-Аванесов был в ней замгендиректора, а Фукс – советник гендиректора. Сам гендиректор зиц-председатель, некий Алексей Носов. В 1994 году Фукс вместе с несколькими жителями Видного и Харькова учредил строительную фирму АОЗТ «ИнтерСал», однако этот проект не покатил. В 1995 году Фукс стал советником главы правления украинского «Проминвестбанка».

Как выяснилось в 2011 году, как раз в 1995 году пакет акций этого банка купил Виктор Янукович, с которым Фукс знаком. Стоит отметить, что Фукс связей с Украиной и Кернесом не потерял. Кернес до сих пор является криминальным «папой» Фукса, они постоянно устраивают в Харькове закрытые вечеринки со звездами, авторитетами и ворами в законе, вместе занимаются на Украине гостиничным и строительным бизнесом.

В 1999 году Фукс стал вице-президента ЗАО «Внешнеэкономическая корпорация». Ее владельцем являлся Сергей Дзебань на тот момент близкий деловой партнер Александра Тер-Аванесова.

В частности, в тот период времени, Дзебань, Тер-Аванесов и Вадим Аминов (брат экс-советника Александра Волошина Вячеслава Аминова) владели скандальным банком – Межрегиональный почтовый банк. Одно время Дзебань был доверенным лицом и Дмитрия Медведева и своего приятеля Михаила Прохорова.

Строительные магнаты

В 90-е годы –начале 2000-х годов Фукс и Тер-Аванесов учредили вместе множество фирм, в частности Инжтехтранс, Капитал-Строй, Интер-Стандарт, Спецстройтехно и т.д. Преимущественно все они занимались строительством, в основном коттеджных поселков. В частности Фукс и Тер-Аванесов вместе возвели на рублевке поселки «Чегасово-2» и «Рублевский».

По словам источника, на строительном рынке, в связке Фукс-Тер-Аванесов, старшим партнером был Тер-Аванесов, он отвечал за большинство связей с чиновниками, как федеральными, так и региональными. Тер-Аванесов, как говорят участники рынка, в хороших отношениях с Игорем Сечиным. Так же Тер-Аванесов возводил крупные объекты в Костромской области, где близко сошелся со всей костромской чиновничьей элитой.

В 1998 году во время одного из строительных проектов, Фукс познакомился с владельцем компании Ингеоком Михаилом Рудяком. Тот, кстати, потом свел его с вице-мэром Москвы Иосифом Орджоникидзе, который одно время активно помогал Фуксу и Тер-Аванесову. В 2002 году Рудяк и Фукс вместе создали «дочку» Ингеокома – «Ингеоком-Инвест», которая должна была возводить торговые центры на Павелецкой и Болотной площадях.

В 2004 году Фукс и Тер-Аванесов выкупили у Рудяка его долю в этих проектах, одновременно они построили торговый центр «Калужский», принимали участие в возведение ТЦ «Атриум» (вместе с «Ингеоком» Рудяка). В этот же период времени Фукс и Тер-Аванесов влезли в проекты «Сити» и ММДЦ, этот процесс сопровождался криминальными событиям.

60 % одного участка (под аквапарк) в Сити они выкупили у скандального бизнесмена Саво Куюнджича. Этот процесс сопровождался многочисленными разборками. Оставшиеся 40 % акций были вначале у SPI Юрия Шефлера, потом у группы «Гута». В результате акции они выкупили у «Гуты», при этом на рынке ходили разговоры, что Фукс и Тер-Аванесов принимали участие в криминальных событиях, происходивших в то время в группе «Гута».

Одновременно у Фукса и Тер-Аванесова появился сомнительный, но крайне богатый партнер – Мухтар Аблязов (ныне фигурант кучи уголовных дел, находится в международном розыске). Фукс и Тер-Аванесов продали ему недостроенный комплекс на Павелецкой площади, долю в ТЦ «Калужский», ряд проектов в Подмосковье. Именно Аблязов взялся финансировать возведение Фуксом и Тер-Аванесовым объектов на «Сити» и ММДЦ. Для этих целей они втроем создали фирму «Техинвест».

Не удивительно, что в разгар подобных бизнес-событий Фуксом заинтересовались правоохранительные органы. В декабре 2004 года в ЦОРИ КМ ГУВД Москвы поступил запрос на Фукса, где он указан, как лицо «проверяемое на причастность к преступлению». Тогда же телефон его квартиры на Одесской улице был поставлен на прослушивание.

В 2006 году Тер-Аванесов стал сенатором от Костромской области и официально вышел из всех совместных проектов с Фуксом. Однако, источник на строительном рынке, говорит, что Тер-Аванесов продолжал оставаться старшим партнером Фукса.

Алексей Алякин

В 2006 году Фукс создал ОАО «MosCityGroup», куда были переведены все совместные активы Фукса и Тер-Аванесова.

Когда Тер-Аванесов ушел в «тень», у Фукса появился новый партнер. Им стал Алексей Алякин, именующий себя инвестором. На самом деле на банковском рынке у него репутация «большого Урина». Через его руки в разные годы прошли десятки банков (Эконацбанк, Кедр, Маст-Банк , АБ Финанс , Пушкино, Интеркапитал-Банк, Окский банк и т.д.) и почти всегда в финучреждения происходил вывод активов, банкротства, дутые капиталы и т.д.

Однако, Алякин особенно ничего не боится, ведь его родной брат Андрей Алякин долгое время был топ-менеджером (сейчас уже бывшим) Центробанка РФ. Вырученные от банковского бизнеса деньги, Алякин вкладывал в строительные проекты, в первую очередь в проекты Сергея Полонского. В частности, он являлся инвестором возводимого Полонским комплекса в Черногории. Закончилось это все тем, что через Мастбанк были разворованы деньги покупателей недвижимости в этом строящемся комплексе, а сам комплекс не построен. Так же Алякин вкладывался и в строительный проект Полонского в том же Сити. На этой почве он и сошелся с Фуксом.

Алякин даже купил долю в структуре Фукса SovCo Capital Partners B. V. (основные бенефициары — Павел Фукс, менеджеры — основатели Совкомбанка Сергей и Дмитрий Хотимские, а также Михаил Клюкин и Михаил Кучмент). Вместе Алякин и Фукс владели пакетами акций в банке «Пушкино». Официально они вышли из него летом 2012 года, однако участники рынка говорилти, что Фукс и Алякин продолжают владеть этим банком.

В 2015 году банк «Пушкино» рухнул, было возбуждено дело о хищение владельцами из кредитного учреждения 10 млрд рублей. Фукс, благодаря своим связям, из этой истории выкрутился.(Например, «Ведомости» сообщали, что Павел Фукс бизнес-партнер Валентина Юмашева и Татьяны Дьяченко по проекту Imperia Tower в Москва-Сити). А Алякина объявили в международный розыск.

В 2012 году Алякин объявил, что покупает у Полонского его компанию «Поток» (бывшая «Миракс»), возглавил подразделения компании. Однако, бытует мнения, что это очередные маневры Полонского: Алекин его давний приятель.

Стоит отметить, что у Фукса и Тер-Аванесова есть братья — Роман Фукс и Владимир Тер-Аванесов. Они участвуют в некоторых непрофильных проектах партнеров. В частности, Роман Фукс и Владимир Тер-Аванесов совладельцы сети быстрого питания «Теремок».

В 2011 году к структурам Фукса куча банков, в том числе Альфа-банк, подали иски на сотни миллионов. На эти средства были получены кредиты под стройпроекты, в том числе в Сити, и не возвращены. Положение Фукса пошатнулось. На какое-то время он ушел в тень, а потом «всплыл» на Украине.

Газовые предприятия

На Украине Фукс обзавелся несколькими токсичными предприятиями на газовом рынке Украины, включая долю в разработчике Сахалинского месторождения — «Укрнефтебурение». Также он стал владельцем ООО «Голден Деррик». Эта компания получила скандальный имидж еще во время президентства Виктора Януковича, при котором она ния стала неприличными темпами обрастать специальными разрешениями на пользование недрами.

За пару лет в ее портфеле оказалось около полусотни лицензионных газоносных площадей, но получить от этого выгоду «здесь и сейчас» тогдашний куратор «Голден Деррика» Эдуард Ставицкий не мог потому, что львиная часть месторождений компании не была подготовлена к добыче. Решать эту проблему в команде экс-министра энергетики рассчитывали по старинке: путем создания на базе ООО «Голден Деррик» совместного предприятия, часть которого была бы продана реальному зарубежному инвестору.

По сути, таким образом, в команде Ставицкого хотели повторить опыт Виктора Пинчука, компании из орбиты которого в период президентства Леонида Кучмы консолидировали газовые месторождения под крышей группы «Гео Альянс», а впоследствии часть этой группы была продана швейцарско-нидерландской Vitol Group, за счет которой и ведется их разработка.

В случае с «Голден Дерриком» довести до конца этот план не дал случай: революционные события в Киеве в 2014 г. привели к крушению Партии регионов, а вместе с ней и разрушили бизнес ее лидеров. Но даже к этому форс-мажору лагерь Эдуарда Ставицкого подошел подготовленным: выяснилось, что до бегства Виктора Януковича в Россию «Голден Деррик» успел обзавестись долей в проекте по добыче газа и нефти на Сахалинском месторождении. Этот проект приносил компании неплохие дивиденды, правда, их получателем был уже не Эдуард Ставицкий, а российский бизнесмен Павел Фукс, выкупивший эту компанию.

Проминвестбанк

Также Павел Фукс «положил глаз» на Проминвестбанк. Он обратился в  Антимонопольный комитет Украины с просьбой одобрить покупку им акций этого финучреждения.  Фукс указал, что является гражданином Украины, а его паспорт датирован  21 декабря 2016 года. Местом своего постоянного проживания в Украине Фукс указал многоквартирный дом на Оболони (проспекте Героев Сталинграда) в Киеве.

О том, что российский Внешэкономбанк (государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности») выставил Проминвестбанк на продажу, было известно еще в прошлом году. Тогда ВЭБ указывал, что на него претендуют «два финалиста». Одним из них называли Сергея Тигипко, который после смены власти начал активно скупать «плохо лежащие» банки и страховые компании в Украине.

Второго претендента никто не разглашал, впрочем, как выяснилось сейчас, им является Павел Фукс, причем собственной персоной. По слухам, параметры сделки предусматривают продажу ему доли в ПИБе с существенным дисконтом. Это вполне в его стиле — львиная часть сделок, в которых Фукс участвовал за последние пару лет в Украине, была проведена как раз в контексте значительных уступок в цене со стороны продавцов. Это касается и покупки ООО «ДВ нефтегазодобывающая компания» (считалось, что эта компания входит в орбиту Юрия Бойко и Юлия Иоффе), и долей в ООО «Голден Деррик» и ПАО «Добывающая компания «Укрнефтебурение», которые считались достоянием «Семьи» Виктора Януковича.

Кошелек Украины

Дисконт на все эти предприятия распространялся в связи с их «токсичностью». Так, у «ДВ нефтегазодобывающая компания» в зоне АТО «застряла» шахта «Должанская-капитальная». А «Голден Деррик» известна своими длительными тяжбами с Государственной службой геологии и недр, лишившей эту компанию почти полусотни спецразрешений на пользование недрами, выданных на внеконкурсной основе во время правления Виктора Януковича.

Решить проблемы этих предприятий без содействия чиновников высшего ровня невозможно, поэтому Павла Фукса многие участники энергетического рынка стали воспринимать в роли «кошелька» нового руководства Украины. А претензия Фукса на Проминвестбанк еще больше это подтверждает, особенно с учетом того, что украинские юрлица задолжали этому банку по состоянию на апрель 2017 г. почти 44 млрд. гривен. Из них около четверти приходится на предприятия горно-металлургического комплекса, 20% — АПК, 13% — энергетики.

Среди крупнейших должников банка числятся дорожная компания «Альтком» Александра Тисленко, Ostchem Дмитрия Фирташа, «АВК» Владимира Авраменко, Vertex United Бориса Кауфмана, «Ветряные парки Украины» Олега Мкртчана.

Сергей Хотимский

Павел Фукс и Сергей Хотимский имеют сомнительное прошлое и являются младшими партнерами сенаторов от Костромской области. Павел Фукс многолетний младший партнер Александра Тер-Аванесова. А Сергей Хотимский младший партнер Николая Журавлева.

Историю Сергея Хотимского рассказал бывший предправления одного из банков, долгое время сотрудничавший с топ-менеджерами Совкомбанка, в том числе Хотимским. По его словам, еще в 20 лет (он родился в 1978 году) Сергей Хотимский создал юридическую фирму, которая на самом деле занималась регистрацией, покупкой, продажей фирм-однодневок. Ее клиентами были в основном банки, занимающиеся незаконной обналичкой, отмыванием денег и т.д.

Так, Хотимский и влез в банковский бизнес, а точнее в его теневую часть. В разное время он был связан с Монтажспецбанком (тот, что Аркадия Ангелевича), Медпроминвестбанком (отозвана лицензия) и рядом других сомнительных банков. Свою «золотую жилу» Сергей Хотимский нашел в 2001 году, когда вместе с несколькими знакомыми по темным делам в банковском секторе, в первую очередь с Николаем Журавлевым, купил мелкий Буйкомбанк в Костромской области.

У него была группа акционеров (все молодые ребята), из которых выделялись трое. Сам Хотимский, имевший связи в банковской сфере, Николай Журавлев (отец его жены занимал высокий пост) и Богдан Беркович (его мама Маргарита Беркович известный экономист, у нее учились все банкиры из Костромской области, она обладает огромными связями в ГУ ЦБ по Костромской области).

Дыра Совкомбанка

Позже Буйкомбанк был переименован в Совкомбанк. По словам источника, сколько он помнит этот банк – он всегда работал по одной схеме. Совкомбанк привлекал средства граждан под высокие проценты. 70 % активов банка были вклады физлиц. Эти деньги вкладывались в проекты акционеров, в том числе покупались акции предприятий (Хотимский одно время владел акциями Морского торгового порта Выборга и нескольких молочных заводов). Так же деньги вкладывались в высокодоходный в то время строительный бизнес, в частности осуществляемый Тер-Аванесовым на территории Костромской области.

По словам источника, эти вложения не всегда были удачными, поэтому у банка почти постоянно была и остается финансовая «дыра». Однако, благодаря связям акционеров, ЦБ закрывает на это глаза.

Кстати абсолютно по такой же схеме работал банк «Югра», принадлежавший Алексею Хотину. У него тоже была постоянно огромная «дыра», но благодаря связям Хотина ЦБ предпочитал ее не замечать. А как только эти «связи» отвернулись от полубанкрота Хотина, «Югра» рухнула, а государству приходится разбираться с долгами перед вкладчиками на 180 млрд рублей. Хотин предпочел покинуть Россию.

Но вернемся к нашему главному герою. Скупая акции предприятий, Журавлев и Хотимский иногда участвовали в их последующем криминальном банкротстве. Один из самых их крупных подобных проектов банкротство костромского завода – Мотордеталь.

В связке Хотимский-Журавлев, последний отвечал за все связи с местными чиновниками. В результате он стал строить еще и политическую карьеру: стал местным депутатом, возглавил местное отделение «Единой России». В 2011 году Журавлев стал сенатором от Костромской области, членом комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Когда в 2005 году Журавлев начал строить политическую карьеру, он официально вышел из всех коммерческих проектов. Однако, по словам собеседников, продолжает оставаться старшим партнером Хотимского. Именно во-многом благодаря связям и стараниям Журавлева, Совкомбанк удалось в свое время вывести на принципиально новый уровень.

В 2007 году 50 % акций Совкомбанка купила голландско-израильская Kardan N.V. В 2010 году в банк пришел Павел Фукс. Очень похоже, что его приход обсуждался на уровне Журавлев- Тер-Аванесов. Тогда же банк покинул Беркович. С тех пор и образовалась «сладкая парочка» Фукс и Хотимский.