Как худруки известных театров осваивают бюджеты

Нанимают сами себя актерами и режиссерами, арендуют у себя помещения и реквизит

Оригинал этого материала 
© 
«Трансперенси Интернешенл Россия»

Мы обнаружили, что система финансирования московских театров пронизана конфликтами интересов. Как минимум четырнадцать художественных руководителей, в числе которых Олег Табаков, Надежда Бабкина, Константин Райкин, Олег Меньшиков и Кирилл Серебренников, получают госконтракты от своих театров, искусственно создавая себе дополнительные возможности для зарабатывания денег. Таланты и слава актеров и режиссеров нередко затмевают тот факт, что они руководят не частными, а государственными театрами, существующими на деньги налогоплательщиков. В большинстве случаев это происходит с одобрения департамента культуры Москвы или Минкульта РФ.

Кирилл Серебренников (cлева) и Олег Табаков

Центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» начал изучать финансирование театров и расходование ими государственных денег в 2016 году. Выявленные нами сделки с заинтересованностью не имеют отношения к обыску в «Гоголь-центре» в мае 2017 года и последующим арестам Юрия Итина, Нины Масляевой, Алексея Малобродского и Кирилла Серебренникова по «делу „Седьмой студии“». Принимая во внимание остроту ситуации, мы все же решили опубликовать результаты своего расследования, поскольку умалчивать о его результатах из-за внешних обстоятельств противоречит принципам нашей организации.

Мы проверили коммерческую деятельность руководителей всех государственных театров Москвы и Санкт-Петербурга, — всего около 135, — выявили признаки конфликта интересов и написали заявления в прокуратуру в отношении 14 руководителей государственных театров. Двенадцать из этих театров учреждены департаментом культуры Москвы.

После проверки прокуратура подтвердила наши доводы о нарушениях в трех театрах и вынесла три представления: одно в адрес Минкультуры РФ в отношении Театра имени Федора Волкова и два в адрес директора департамента культуры Правительства Москвы — в отношении Театра кошек Куклачева и «Гоголь-центра».

При заключении контрактов с заинтересованностью руководители государственных театров обязаны пройти процедуру согласования сделки со своим работодателем, в нашем случае — с Департаментом культуры города Москвы или Минкультом РФ. При этом орган власти может обнаружить в этом признаки конфликта интересов или не обнаружить, от этого и зависит одобрение сделки.

Прокуратура подтвердила, что Юрий Куклачев и Кирилл Серебренников пошли на нарушение закона, не уведомив свое руководство о сделках, в которых они были лично заинтересованы. Большинство художественных руководителей согласовали подобные сделки с департаментом, хотя конфликт интересов от этого в реальности не разрешался.

Данная процедура стала такой формальностью, что Евгений Марчелли из ярославского Театра имени Волкова и Олег Меньшиков из «Московского драматического театра имени Ермоловой» согласовывали сделки уже после их заключения.

Тот факт, что из ста российских театров, сделки сами с собой заключали художественные руководители 14 театров, свидетельствует, что эту ситуацию нельзя считать ни нормальной, ни общепринятой в театральном сообществе.

Субсидии

В 2016 году московские власти выделили государственным театрам субсидии на сумму более 12,5 млрд руб. По словам главы столичного департамента культуры Александра Кибовского, из бюджета оплачивается около 80% стоимости билетов, что позволяет удерживать цены на доступном для граждан уровне. Для многих городских театров бюджетные субсидии — это больше половины годового дохода, для некоторых — все 90%.
С июня 2016 года при департаменте культуры действует совет художественных руководителей театров и концертных организаций. Его председатель — Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-оперы»; в президиуме заседают, среди прочих, художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев и художественный руководитель Театра имени Ермоловой Олег Меньшиков. Одна из функций совета — участие в распределении бюджетных субсидий на новые театральные проекты.

Эта ситуация также имеет признаки конфликта интересов: руководители бюджетных учреждений культуры участвуют в принятии решений о выделении денег своим собственным театрам.

Сделки

Как минимум четырнадцать театров в одах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев — по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин — по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников — по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина — 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе — с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.
Из обоснования участия индивидуального предпринимателя Евгения Писарева в качестве артиста-исполнителя в спектакле «Великая магия» (Театр имени Пушкина, режиссер — Евгений Писарев):
Для заключения Контракта на исполнение роли «КАЛОДЖЕРО ДИ СПЕЛТА» в спектакле «Великая магия» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Великая магия» выбран Артист-исполнитель Индивидуальный предприниматель Писарев Евгений Александрович, знающий специфику деятельности, выполняющий работу на высокохудожественном уровне, готов оказать услугу в соответствии с заданием и художественным замыслом режиссера-постановщика.

Регулирование

Директора и художественные руководители театров являются руководителями государственных бюджетных учреждений, и на них распространяются некоторые обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством. Кроме того, государственные театры являются некоммерческими организациями и, соответственно, подпадают под действие закона «О некоммерческих организациях», в частности, ст. 27, посвященной конфликту интересов.

«Бюджетность» ведущих театров накладывает на худруков не только творческие обязанности. Как нанятые государственные менеджеры, они обязаны принимать меры по урегулированию конфликта интересов. Но в случае с московскими театрами данная процедура на практике сузилась только к необходимости согласования сделок с личной выгодой.
Художественные руководители театров ответственны за выбор творческих направлений, утверждение репертуара, распределение ролей в постановках.

Таким образом, когда они заключают дополнительный договор со своим театром на постановку и актерскую игру — фактически это контракт на работу, которую они сами планируют и сами же оценивают. Практика показала, что согласование сделки с заинтересованностью с московским департаментом культуры в нынешнем правоприменении — это имитация разрешения конфликта интересов, а получение одобрения можно считать своего рода коррупционной индульгенцией».
Игорь Сергеев, руководитель калининградского центра «Трансперенси Интернешнл-Россия»

Практика, когда органы власти разрешают заключать контракты с заинтересованностью своим бюджетным учреждениям, не предотвращает конфликт интересов, а только маскирует. Фактически согласование становится формальной процедурой и, возможно, инструментом влияния на «неудобных» художественных руководителей. Причем даже эта не слишком обременительная процедура в московских театрах, как видно из ответов прокуратуры, соблюдается не всегда. Именно поэтому действующий институт согласования сделок с заинтересованностью между бюджетными учреждениями и их учредителями сложно признать хоть сколько-нибудь эффективным способом, направленным на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

Решение

Для эффективного урегулирования конфликта интересов в подобных ситуациях на сотрудников учреждений, подведомственных государственным и муниципальным органам власти, необходимо распространить нормы закона «О противодействии коррупции», касающихся конфликта интересов (статьи 10–11). Они предусматривают более действенные меры урегулирования, чем простое согласование, в том числе отвод или самоотвод имеющего личную заинтересованность должностного лица от принятия соответствующих решений. За неурегулирование конфликта интересов закон предусматривает единственную санкцию — увольнение в связи с утратой доверия.

Решение о том, положен или не положен художественному руководителю отдельный гонорар за постановку спектакля в собственном театре, не должно приниматься художественным руководителем или его подчиненными.

За соблюдением законодательства о конфликте интересов должна следить комиссия Департамента культуры Москвы по служебному поведению гражданских служащих.

Необходимо также создать публичный реестр сделок с заинтересованностью и разместить его на сайте департамента культуры.

Наши действия

В декабре 2016 года мы направили заявления в Генеральную прокуратуру РФ для проведения проверки на предмет нарушения действующего антикоррупционного законодательства при заключении указанных контрактов. По результатам рассмотрения которых:

в трех случаях наши доводы о нарушениях федерального законодательства подтвердились, приняты меры прокурорского реагирования.

в трех случаях согласно промежуточным ответам заявления перенаправлены в межрайонные прокуратуры, ответы о результатах проверки от которых в нарушение установленных сроков в наш адрес не поступали.

в пяти случаях сделки были согласованы Департаментом культуры города, Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись.

в двух случаях в нарушение установленных сроков ответы в наш адрес не поступали.

в одном случае сроки для проведения прокурорской проверки и направления ответа не вышли.
Несмотря на прокурорскую проверку, Владимир Спиваков, Надежда Бабкина, Олег Меньшиков продолжили получать контракты от своих театров, а Олег Леушин в мае закрыл свое ИП.

Мы направили рекомендации по изменению действующего законодательства в Министерство Открытого правительства. Мы предлагаем:

Внести изменения в ч.3 ст. 10 № 279-ФЗ «О противодействии коррупции» в части прямого распространения норм по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на сотрудников государственных и муниципальных учреждений.

Унифицировать нормы №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» по урегулированию конфликта интересов с положениями №273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Наделить комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов соответствующих органов власти полномочиями по рассмотрению ситуаций разрешения конфликта интересов у сотрудников подведомственных им учреждений.
***

Юрий Куклачев
Художественный руководитель Театра кошек Куклачева

Субсидии на 2016 год: 32 594 462 руб (40% бюджетного фнансирования)
Реакция прокуратуры: Наши доводы о нарушениях федерального законодательства подтвердились, приняты меры прокурорского реагирования.
Сколько контрактов: 2
Общая сумма: 3,76 млн руб.
В 2015 и 2016 годах Юрий Куклачев арендовал для своего театра офисные и складские помещения у собственного сына — Дмитрия Юрьевича Куклачева в здании на улице Олеко Дундича, 25.
***

Павел Слободкин
Директор Московского театрально-концертного центра Павла Слободкина

Субсидии на 2016 год: 136 154 273 рублей (92% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Согласно промежуточному ответу Прокуратуры Москвы заявление 13 февраля 2017 года перенаправлено в Пресненскую межрайонную прокуратуру для рассмотрения. Ответ о результатах проверки в нарушение установленных сроков в наш адрес не поступал.
Сколько контрактов: 6
Общая сумма: 38,6 млн руб.
С декабря 2014 по декабрь 2016 года театр арендовал помещения у ООО «Центр Павла Слободкина», в котором Слободкин владеет долей в 50%. При этом, сумма арендной платы «скачет» от 1,1 млн до 6 млн. в месяц. При этом, в декабре 2016 года была предусмотрена двойная оплата по двум разным договорам за аренду одного помещения на сумму более 6 млн руб.
***

Дмитрий Бертман
Генеральный директор и художественный руководитель «Геликон-оперы»

Субсидии на 2016 год: 508 563 546,92 рублей (82% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Согласно промежуточному ответу Прокуратуры Москвы заявление 13 февраля 2017 года перенаправлено в Пресненскую межрайонную прокуратуру для рассмотрения. Ответ о результатах проверки в нарушение установленных сроков в наш адрес не поступал.
Сколько контрактов: 5
Общая сумма: 2,2 млн руб.
С ноября 2014 по январь 2017 года театр нанимал своего худрука и генерального директора Дмитрия Бертмана на постановку спектаклей «Соловей», «Прекрасная Елена», «Садко», «Евгений Онегин», «Турандот». В договоре утверждается, что постановка спектаклей не входит в должностные обязанности худрука.
***

Кирилл Серебренников
Художественный руководитель «Гоголь-центра»

Субсидии на 2016 год: 84 614 405 рублей (33% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Наши доводы о нарушениях федерального законодательства подтвердились, приняты меры прокурорского реагирования
Сколько контрактов: 6
Общая сумма: 4,56 млн руб.
В одах «Гоголь-центр» нанял индивидуального предпринимателя Серебренникова К.С. на постановку спектаклей. С АНО «Седьмая студия», в которой он также является учредителем, заключены контракты на совместную постановку спектакля «Мученик», лицензионный договор на спектакль «Феи» и аренду имущества для спектакля «Обыкновенное чудо».
***

Олег Меньшиков
Художественный руководитель и директор Театра имени Ермоловой

Субсидии на 2016 год: 157 798 684 рублей (55% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Сделки были согласованы Департаментом культуры города Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись. При этом, одна сделка была согласована уже после фактического заключения контракта.
Сколько контрактов: 3
Общая сумма: 7 млн руб.
Театр имени Ермоловой нанял своего руководителя Олега Меньшикова на создание спектакля «Счастливчики», а также на работу актером. Один выход Меньшикова на сцену обходится театру в 57 470 руб., а среднемесячная оплата по договорам — 603 435 руб.
***

Олег Табаков
Художественный руководитель Театра О. Табакова

Субсидии на 2016 год: 400 928 945 рублей (70% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Сделки были согласованы Департаментом культуры города Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись.
Сколько контрактов: 2
Общая сумма: 9 млн руб.
Театра Олега Табакова нанял Олег Табакова на исполнение ролей в спектаклях «Год, когда я не родился», «Чайка», «Похождение», составленное по программе по поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души», где Табаков сыграл роль Плюшкина. За это он получил ежемесячную прибавку к зарплате в 654 тыс. руб.

В отчете о целесообразности заключения договора с Олегом Табаковым указано, что назначение на роль актера определяет Художественный руководитель театра (то есть — сам Олег Табаков) в соответствие с его психофизическими данными, специфическими актерскими данными (рост, внешность, голос), принимая во внимание характер, темперамент, степень возбудимости актера и по этой причине выбор иного артиста-исполнителя представляется невозможным.
***

Алексей Рыбников
Худрук Московской государственной творческой мастерской под рук. Алексея Рыбникова

Субсидии на 2016 год: 49 474 962 рублей (72% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Ответ о результатах проверки в нарушение установленных сроков в наш адрес не поступал. При этом 16 мая 2017 года получен ответ от Департамента культуры города Москвы, согласно которому четыре контракта были расторгнуты по соглашению сторон, оплата не производилась. Кроме того сообщается, что на момент рассмотрения обращения должность директора вакантна, и.о. директора является С.М. Гненный.
Сколько контрактов: 12
Общая сумма: 5,2 млн руб.
Индивидуальный предприниматель Рыбников А.Л. передал Московской государственной творческой мастерской права на публичное исполнение своей музыки в постановках театра.
***

Надежда Бабкина
Художественный руководитель и директор театра «Русская песня»

Субсидии на 2016 год: 212 659 741 рублей (52% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Сделка была согласована Департаментом культуры города Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись.
Сколько контрактов: 1
Общая сумма: 1,04 млн руб.
В 2016 году театр «Русская песня» дополнительно нанял своего худрука Надежду Бабкину на 16 выступлений на сцене театра в течении двух месяцев. Один выход на сцену обошелся в 65 тыс. руб., всего Бабкина получила прибавку к основной зарплате в 520 тыс. руб. в месяц.
***

Владимир Спиваков
Президент Московского международного дома музыки

Субсидии на 2016 год: 290 456 318 рублей (36% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Сделки были согласованы Департаментом культуры города Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись.
Сколько контрактов: 11
Общая сумма: 8,67 млн руб.
С конца 2014 по конец 2016 года Московский международный дом музыки нанял своего президента на проведение концертов и выступление в качестве дирижера.
***

Евгений Писарев
Художественный руководитель и директор Театра имени Пушкина

Субсидии на 2016 год: 137 146 892 рублей (39% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: На заявление от 26 апреля 2017 года ответ о результатах проверки в нарушение установленных сроков в наш адрес не поступал.
Сколько контрактов: 5
Общая сумма: 2,3 млн руб.
В одах индивидуальный предприниматель Писарев Е.А. ставил в своем театре спектакли, а также исполнял различные роли. документации одного из контрактов, среди прочего, сказано: «Обоснование максимальной цены контракта невозможно в связи с тем, что цена определяется Артистом-исполнителем индивидуально, исходя из творческих замыслов, авторских разработок и сложности исполнения».
***

Олег Леушин
Художественный руководитель Театра на юго-западе

Субсидии на 2016 год: 28 710 318 рублей (36% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Сделки были согласованы Департаментом культуры города Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись.
Сколько контрактов: 3
Общая сумма: 1,65 млн руб.
В одах Театр заключил с индивидуальным предпринимателем Леушиным О.Н. контракты на постановку спектаклей и участие в них в качестве актера. В документации одного из контрактов сказано: «Проведение конкурентных процедур нецелесообразно по следующим причинам: необходимость осуществления закупки в минимальные (кратчайшие) сроки; эксклюзивность исполнителя, обусловленная уникальностью и существующей высокой репутацией; заказчик заинтересован в услугах именно указанного исполнителя; невозможность получения альтернативных предложений на организацию требуемых услуг Исполнителя и, следовательно, проведения конкурентной закупки ввиду отсутствия на рынке конкурентных предложений на объект закупки; высочайший уровень мастерства и профессионализм исполнителя».
***

Евгений Марчелли
Художественный руководитель Театра имени Федора Волкова (Ярославль)

Субсидии на 2016 год: 134 728 989 рублей (73% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: наши доводы о нарушениях федерального законодательства подтвердились, приняты меры прокурорского реагирования. Сделка фактически была согласована с Министерством культуры РФ только после премьерного показа спектакля.
Сколько контрактов: 2
Общая сумма: 1,3 млн руб.
В 2016 году ярославский театр заключил контракт с ИП Марчелли Е.Ж. на постановку спектакля «Зеленая зона».
***

Константин Райкин
Художественный руководитель театра «Сатирикон»

Субсидии на 2016 год: 163 370 800 рублей (65% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: В сентябре 2017 года направлено мотивированное заявление в Генеральную Прокуратуру РФ. Сроки для проведения проверки и направления ответа не вышли.
Сколько контрактов: 5
Общая сумма: 6,4 млн руб.
В мае и сентябре 2017 года «Сатирикон» нанял индивидуального предпринимателя Райкина К.А., являющегося его художественным руководителем, на постановку спектаклей и исполнение в них ролей. Дополнительный заработок Райкина за участие в спектаклях (от 46 000 до 70 000 рублей за один спектакль) и репетициях (35 000 за репетицию) составляет более 550 000 рублей в месяц.
***

Геннадий Хазанов
Художественный руководитель Московского театра Эстрады

Субсидии на 2016 год: 54 087 448 рублей (41% бюджетного финансирования)
Реакция прокуратуры: Сделки были согласованы Департаментом культуры города Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись.
Сколько контрактов: 3
Общая сумма: 5,3 млн руб.
В 2013 году индивидуальный предприниматель Хазанов Г.В. оказывал своему театру творческие услуги.

[ИА «РБК», 23.10.2017, «Хазанов и Куклачев ответили на претензии Transparency International«: «На данный момент помещение, о котором идет речь [в расследовании], безвозмездно сдается [театру], чтобы компенсировать ту сумму, которая была якобы с нарушением выплачена», — сообщил РБК художественный руководитель театра кошек Куклачева Дмитрий Куклачев. 
По его словам, помещение сдавалось на протяжении двух лет, в итоге сумма аренды составила около 3 млн руб.

«Чтобы не возникло дальше сложностей, нужно было придумать, как вернуть деньги обратно в бюджет. Соответственно, мы приняли решение, что будем сдавать это помещение безвозмездно. Кто от этого выиграл, мне сложно сказать. Мне кажется, что это все раздуто», — пояснил Куклачев.

По его словам, все контракты были заключены «с учетом всех действующих законодательных элементов». «Та же прокуратура к нам приходила, все посмотрела, и мы [с прокуратурой] очень плотно работали. Мы показали, что у нас нет никаких от них скрытий или еще чего-то. На сегодняшний день вообще вопросов нет», — добавил Куклачев. 

Юрий Куклачев также заявил, что в театре «вернули деньги обратно», он «приказал вернуть». «Мы просто аренду сняли, и бесплатно, на безвозмездной основе [сдаем помещение]. У нас прокуратура пришла и проверила. Мы все показали. Мы вернули деньги вот таким образом», — сказал он. 

Руководитель информационного отдела Российского государственного академического театра им. Федора Волкова Юрий Соболев пояснил РБК, что ситуация с задержкой согласования связана с задержкой в процессе оформления документов. 

«Решение о постановке спектакля «Зеленая зона» было принято в ноябре 2015 года. Премьера была запланирована на 14 января. Начался рабочий процесс: репетиции, создание декораций, костюмов, световых решений. В декабре проект договора с режиссером Евгением Марчелли был направлен на согласование в Министерство культуры», — сообщил Соболев. По его словам, в это время работа над спектаклем продолжалась, «шла рекламная кампания». «Зрители покупали билеты. Тем временем процесс согласования затянулся и не совпал с графиком выпуска спектакля», — добавил Соболев. 

Художественный руководитель Московского театра эстрады Геннадий Хазанов подтвердил РБК факт заключения с ним дополнительных контрактов в качестве актера со стороны Московского театра эстрады. При этом он затруднился уточнить сумму этих контрактов, сославшись на то, что он «не занимался бухгалтерией». 

«Бухгалтерией занималась прошлая администрация театра. В театре я работаю как художественный руководитель, со мной заключались контракты как с актером дополнительно, когда я играл в спектаклях», — сказал Хазанов. — Врезка К.ру] 

[ИА «РБК», 23.10.2017, «Минкульт ответил на расследование Transparency International о гостеатрах»: Некоторые руководители государственных театров действительно заключают контракты с собственными театрами, это происходит с предварительного согласия Министерства культуры, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. […] 

«В упомянутом расследовании центра «Трансперенси Интернешнл — Россия» речь идет лишь о двух театрах, подведомственных Министерству культуры. Говорить о том, что руководители «платят гонорары сами себе», не совсем корректно. Случаи, когда они заключают контракты с собственными театрами, действительно имеют место, однако подобные ситуации не являются нарушением законодательства и регулируются приказом Министерства культуры», — сказали в ведомстве. 

Подобные сделки могут быть совершены только с предварительного одобрения Министерства культуры, отметили в пресс-службе. — Врезка К.ру]