Минпромторг под руководством Дениса Мантурова — марионетки Сергея Чемезова всячески пытается продавить «сделку» по вхождению Объединенной авиастроительной корпорации в состав «Ростеха», для этого он даже пообещал, что госконцерн вложит 30-40 млрд рублей в авиалайнер МС-21. У ОАК на него денег попросту нет.
Данный вопрос обсуждается между «Ростехом» и правительством. ОАК в данном случае никто не спрашивает, там лишь отмечают, что «целевая структура и конфигурация активов авиастроения» – это решение акционера. Коим «Ростех» пока не является.
Между тем, министр промышленности Денис Мантуров, входящий в набсовет «Ростеха», совместно с министром финансов Антоном Силуановым уже направили премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором красочно расписывают преимущества вливания ОАК в госкорпорацию. Умалчивают они об одном – кто возглавит авиастроительную корпорацию после объединения?
«Слюсарня» для самолетов
На данный момент ОАК возглавляет Юрий Слюсарь. Однако если организацию присоединят к «Ростеху», на своем месте он вряд ли удержится. Причиной тому – претензии к нему, как к руководителю.
В первую очередь, ОАК не смогла с честью выдержать санкционное давление. В то время как другие сферы активно переключились на импортозамещение, и если не взлетели, то хотя бы пытаются войти в колею, то авиастроение сидит, сложа лапки, и списывает все на санкции и отсутствие средств.
Ну а что может сделать на этом месте человек, ранее занимавшийся музыкальным продюсированием? Ведь в сферу авиастроения он явно попал по протекции – сначала своего отца Бориса Слюсаря, 14 лет возглавлявшего ОАО «Роствертол», а затем и главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который с тем самым отцом крайне дружен. Может быть, Слюсарь-младший попросту не заинтересован в своей должности?
Это, на самом деле, могло бы многое объяснить. Потому что в ОАК в последние годы все крайне нехорошо. Взять одни только долги «Гражданских самолетов Сухого» (71.5% принадлежит ОАК), которые на 2015 года составляли 1.75 млрд долларов! А ведь на рефинансирование кредитов по ОФЗ выделялись бюджетные деньги.
Слюсаря и без того подозревали в выводе средств «в тень». А его предприятие – в полной неконкурентоспособности. Единственный успешный проект ОАК за последние годы – это Sukhoi Superjet 100, но его и то не успевают производить в заданных масштабах. Так что в руководство «обновленного» ОАК Слюсарь вряд ли попадет. Источники The Moscow Post утверждают, что на роль нового главы ОАК готовят его нынешнего заместителя Александра Тулякова.
Необразованный, но с амбициями
Вопросы к нему возникают, начиная с самой достоверности биографии. Например, он утверждает, что в 2001 году окончил Высшую школу приватизации и предпринимательства по направлению «юриспруденция». Вуз такой в Москве действительно есть, а вот специальности… нет. Можно, конечно, предположить, что она была в конце 90-х годов, а затем от нее отказались, но… верится с трудом.
В той же биографии указано, что в 2003 году он закончил Институт экономики и финансов «Синергия». Он тоже существует. Но человека с ФИО Александр Владимирович Туляков, судя по данным вуза, там никогда не числилось. Так что – вице-президент крупнейшей авиастроительной корпорации не имеет образования? Какое отношение он вообще может иметь к авиастроению и как может практически руководить им?
Затем Туляков пришел в РСК «МиГ». Там он дослужился до заместителя генерального директора – генерального конструктора. И, как выяснилось, в нулевых, будучи главой департамента по управлению имуществом, был замешан в распродаже недвижимых активов «МиГа»! Так, 16 тыс кв. м. площадей на улице Поликарпова в Москве было выведено в дочернюю структуру ФГУП «МиГ-Рост», создание которой, по некоторым сведениям, пролоббировал именно господин Туляков. В 2003 году ФГУП вывели из-под контроля головной компании, а уже в 2004 году все здания были проданы некоему ООО «Бизнес-Актив» с уставным капиталом 10 тыс рублей.
Что интересно – в 2005 году единственным учредителем «Бизнес-Актива» стал Егор Носков, он же – замгендиректора ПАО «Туполев». При этом известно, что Егор Носков — это родной брат Акима Носкова, который «по странному стечению обстоятельств» с декабря 2001 по январь 2004 года занимал должность заместителя директора по управлению имуществом ФГУП «РСК «МиГ».
Другими словами, Аким Носков был заместителем Александра Тулякова. При этом Егор Носков занимает пост заместителя генерального директора по имущественному комплексу компании «Туполев». В результате у Тулякова и братьев Носковых получается своеобразный «семейный подряд».
Фигурантами дела стали Носков и экс-директор «МиГ-Рост» Алексей Озеров. Допросили и Тулякова. Но он почему-то до сих пор находится на свободе, и знающие российскую следственную систему вполне могут предположить, что вице-президент ОАК попросту откупился…
Примечательно, что на продаже имущества афера не закончилась. Недвижимость впоследствии купила некая «Либерта-инвестмент» (учредитель – кипрский офшор, который принадлежал Алексею Андрееву – давнему компаньону троицы Озеров-Носков-Туляков). И эта компания, в свою очередь… сдала эти площади в аренду ОАК! Выходит, Туляков мог навариться дважды? Вот это «высокие отношения» с родной конторой. И теперь, напомним, он может ее возглавить!
ОАК играет «на руку»?
Можно решить, что это дела давно минувших дней, и для текущей ситуации они ничего не значат. Но это не совсем так, потому что грабить авиастроительную отрасль ее руководители продолжают, причем довольно активно.
Государство регулярно выделяет сотни миллиардов рублей в виде траншей на авиастроение. А в итоге получает шиш с маслом. Например, в 2012 году Контрольная палата при президенте выявила: бюджетные средства в госкорпорации полностью освоены, но цели не достигнуты. ОАК, например, не смогла организовать серийное производство ИЛ-96-300 и Ту-204/214, когда на это были выделены 14 млрд рублей. Не произвел промышленный запуск Ту-334 – а это 10 млрд из бюджета и еще $10 млн из внебюджетных фондов.
Позднее Генпрокуратура и вовсе выявила, что деньги, выделяемые ОАК, дочерним предприятиям давались не безвозмездно, а под 14.5% годовых! Кредитовать собственные производства и жить припеваючи на дань – отличная перспектива для менеджеров вроде Тулякова, неправда ли?
Подозревали его и в причастности к другому уголовному делу, которое в 2015 году возбудило Тамбовское МВД. Тогда ООО «Моршанскхиммаш» уличили в растрате 58 из 60 млн рублей, который были выделены под реализацию проекта ОАК. Причастность Тулякова так и не была доказана – возможно, тут повлияла его близость к Слюсарю и Чемезову?
В том же 2015 году господин Туляков продавил покупку компанией «Ильюшин финанс» десяти самолетов Bombardier, тогда как закупаться должны были российские лайнеры. Эксперты в отрасли утверждали, что сделку заключили в интересах «Аэрофлота», а «Ильюшин финанс» она лишила инвестиций на сумму от $2 до $3 млрд! Так на чьей стороне играет Туляков?
И теперь, если он придет во главу ОАК, самой корпорации, похоже, настанет крышка: такой человек способен распродать все с потрохами и не поморщится. Может, лучше уж сразу поставить крест на авиастроении и расформировать предприятия? Ущерб для государства в таком случае будет меньше, чем когда ОАК возглавит Туляков…
Знакомство с Туляковым может быть и смертельно опасным. Как сообщало агентство «Руспрес» в ноябре прошлого года, в СИЗО «Водник» при загадочных обстоятельствах погиб исполнительный директор «Роскосмоса» Владимир Евдокимов, арестованный по делу о краже 200 млн рублей из РСК «МиГ» путем многократной перепродажи одного и того же оборудования и искусственного завышения его стоимости.
Евдокимов вообще всегда считался самым доверенным лицом Тулякова. Все знали: что бы не делал Евдокимов, за этим стоит Туляков. Считается, что Туляков помог Евдокимову в 2005 году занять руководящую должность в ФГУП «Авиатехприемка» (сейчас «РТ-Техприемка»), на котором в команде Сергея Чемезова тот проработал долгих семь лет, сумев войти в дружеские отношения с руководителем «Ростеха» и его менеджерами, против которых он мог дать показания на следствии.