Зачем Россия тратит миллиарды на иностранных студентов-митрофанушек?

Мало кто знает, что в сегодняшней России обучаются сотни тысяч иностранных студентов. Львиная доля из них посещает вузы совершенно бесплатно – все расходы за их обучение, проживание и питание несет бюджет.

мигранты

После вуза дорог у этих «образовательных экспатов» ровно две – или на рынок труда нелегальных мигрантов, или домой. Так зачем бюджетные миллиарды тратятся впустую?

Осложняет дело крайне низкий уровень подготовки иностранных студентов. И речь не о русском языке, а, простите, об элементарной арифметике. Сложить два и два они еще способны, а вот разделить три на три – уже нет. Не верите? Вот свидетельство профессора, обучающего заграничных недорослей.

Несколько дней назад 27 декабря на своей странице в Facebook профессор Воронежского государственного аграрного университета Алексей Шапошник описал сдачу экзамена студентами из Таджикистана.

— Сегодня экзамен принимал, и в очередной раз стал объяснять таджикскому студенту, как писать формулы химических веществ. В процессе объяснения спросил его: «Сколько получится, если три разделить на три?». Он ответил уверенно и с удовольствием, с приятной улыбкой позитивного человека: «Три». Глаза его сияли.

Возможно, он не понимает русский язык, подумал я, и написал ему на бумажке «3/3=?». Он с голливудской улыбкой написал «3». Что мне нравится в таджиках, это их улыбки счастливых умиротворенных людей, — написал в своем посте Алексей Шапошник.

Затем профессор разразился тирадой об устройстве системы российского образования. По его мнению, студентов «русских» федеральные чиновники пытаются вытеснить студентами «киргизскими», «таджикскими» и «туркменскими».

Происходит все это за деньги из бюджета, а количество иностранных студентов сейчас является «важнейшим показателем отчетности». Перед местными абитуриентами, таким образом, специально выставляется барьер, зато иностранцев Минобрнауки вытягивает, откуда только можно.

— Этих моих таджиков собирали по дальним аулам. Я на Ученом совете выступил против, но никто меня открыто не поддержал, — писал в комментариях Алексей Шапошник.

Профессора немедленно обвинили в патриотизме, фашизме и чуть ли не личном знакомстве с Гитлером, но поднятый им вопрос действительно актуален. По данным редакции, крайне слабо подготовленные даже по школьному общеобразовательному курсу иностранные студенты уже свыше десяти лет набираются в самые разные московские вузы – от педагогических до МГУ им. Ломоносова. Педагоги кривятся, ворчат, но сделать ничего не могут – наличие иностранных студентов действительно является одним из ключевых пунктов отчетности, а ожидать прибытия грамотных абитуриентов не приходится – они почему-то выбирают в основном британские, германские, американские колледжи и университеты.

Между тем статистика крайне тревожна. В рамках «иностранной квоты» в российские вузы могут поступить и учиться бесплатно 15 тысяч человек в год. Согласно докладу Международного департамента и Центра социологических исследований, в 2015 году в России обучалось 156 211 иностранных студентов. Специальности выпускников – самые разные.

Например, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва в настоящее время обучает около 700 иностранцев, и выбран базовой площадкой по подготовке узбекских специалистов для работы с российским авиапромом. Очень хочется надеяться, что самарцы успеют научить дорогих гостей хотя бы считать и писать.

В заключение – несколько слов о возможных причинах очередного образовательного скандала. Скорее всего, высокое государственное начальство банально тешит себя имперскими иллюзиями. Готовить элиту для стран-партнеров – давняя и почетная обязанность метрополий, отлично зарекомендовавшая себя, например, в эпоху британского владычества в Индии.

У нас же, к сожалению, получилось как всегда – россияне получают отказы в поступлении на бюджетные места, занятые иностранцами, а иностранцы приезжают совершенно неподготовленные к нынешнему уровню высшего образования.

Довольны ситуацией только чиновники – отчеты пишутся, квоты заполняются, бюджет осваивается, премии начисляются. Но не слишком ли дорого тратить миллиарды на пустую чиновничью чехарду? Вряд ли мы дождемся ответа от министерства образования.