Совсем скоро на российскую землю придет большой футбол. Больше некуда – чемпионат мира. К сожалению, это радостное событие не только для болельщиков. Чуть ли не больше, чем они, радуются разнообразные мошенники и любители легкой наживы, формально законной, но фактически заставляющей любого нормального человека схватиться за голову от ужаса и возмущения. Уже стала легендарной саранская квартира, посуточная аренда которой обойдется съемщику в миллион рублей. Роспотребнадзор обещает законодательно заставить поумерить пыл и алчность в этой сфере, но регулирование в основном затронет гостиницы, аппетиты «частников», даже самые дикие, урезать сложнее.
Однако жилищным вопросом, как все понимают, список корыстных интересов совсем не ограничивается. Еще больше беспокоит твердое намерение получить максимальную прибыль от наших наивно-легковерных зарубежных гостей, каковое намерение явно вынашивают бесчисленные таксисты и фирмы по оказанию транспортных услуг. До сих пор не стерся из памяти анекдот-быль про чилийского журналиста, приехавшего в 2017 году на Кубок Конфедераций и доставленного из Домодедово в гостиницу за полсотни тысяч рублей. В период ЧМ такие печальные анекдоты могут стать бедственной тенденцией. Чиновники стараются решить уже существующие и обещающие к лету на порядок увеличиться проблемы с помощью кнута (естественно, в переносном смысле). Например, руководитель ФАС Игорь Артемьев пригрозил московским аэропортам разнообразными санкциями за нездоровый подход к конкуренции разных служб такси, выражающийся в благосклонности (вплоть до предоставления монопольного права на сотрудничество) к одним и выдавливании других.
Дело хорошее, Но вероятность нарушений и недобросовестности все равно велика. Причем они перейдут с индивидуального уровня отдельных таксистов на уровень целых компаний.
Издание «Аргументы недели» сообщает, что в списке желающих «прокатить» иностранных с болельщиков с ветерком оказался и управляющий инвестиционного фонда «Key Group» Александр Першиков. Господин Александр Першиков широко известен в узких кругах как эксперт решительно по всему и сразу. Конечно, в вопросах такси он тоже видный специалист. Скажем, пару месяцев назад Александр Владимирович дал свою экспертную оценку слиянию Яндекс.Такси и Uber. Г-н Першиков сообщил, что к росту цен на перевозки произошедшее не приведет: «Российский рынок онлайн-такси очень конкурентный. Если «Яндекс.Такси» занимает значительную долю на московском рынке, то в регионах его опережают «Максим» и InDriver. А цена на поездку — основной фактор для клиентов».
Но Александр Першиков не только теоретик, но и видный практик этого сегмента. В 2015 году он стал основателем онлайн-платформы перевозок на такси GetTransfer (это, собственно, и позволяет ему сейчас выступать экспертом по вопросам такси). В прошлом году Першиков и GetTransfer заключили соглашение о сотрудничестве с футбольным клубом «Брюгге» из одноименного бельгийского города. Цель соглашения – в тестовом режиме зайти со своими услугами на футбольный рынок, причем международный. В период же мундиаля, как обещает сам Александр Першиков, GetTransfer планирует перевезти до ста тысяч болельщиков.
Отлично и оптимистично, но наполеоновские планы компании заставляют пристальнее взглянуть на мнения об ее услугах, пока что только те, что оставлены российскими и русскоязычными клиентами. Например, на сайте https://ru.trustpilot.com количество негативных отзывов значительно больше приемлемых показателей. «Фирма не выполнила договор, цену подняли в два раза, о клиенте и водителе никакой заботы, хотя с нас сняли предоплату. Начало отпуска было испорчено», «Уровень сервиса отвратительный.
Заказ трансфер за 1 000 евро. Обманули с машиной. Прислали другую и более старую. Водитель опаздал. Не смог найти адрес в навигаторе», «Перевозчик в 12 часов ночи сообщил что не может забрать нас в 10 часов утра. Это при том что сам же подтвердил в 5 вечера что все ок — машина такая-то, и заберут нас в 6 вечера, потому что им так выгоднее построить маршрут. Я так понимаю что поздним звонком они вынуждали нас согласиться на их условия. Мы нашли другой вариант, деньги нам пока никто не вернул».
На сайте otzovik.com из четырех отзывов два крайне негативные. Судя по всей обратной связи, GetTransfer не владеет ни собственными автомобилями, ни нормальной диспетчерской службой, а весь ее актив сводится к неким чуть ли не устным договоренностям с отдельными реально действующими службами, которым и перепродается полученный компанией Александра Першикова заказ.
При этом на сайте самого GetTransfer все отзывы о работе платформы только положительные (за исключением мелкого неудовольствия, явно опубликованного для галочки – «обещали одну машину, а подали другую»). Это не прямой намек на своеобразные принципы селекции комментариев, но деликатное подозрение в таковом грехе.
GetTransfer – типичный частный случай массового желания мутных дельцов погреть руки на иностранцах. Расчет делается на то, что зарубежные болельщики, не зная реальные российские компании и сервисы вроде Uber-Яндекса, будут в интернете искать трансфер и попадать на GetTransfer. С иностранцами уровень сервиса явно будет таким же, как и с нашими соотечественниками, с тем немаловажным дополнением, что это приведет к ущербу репутации нашей страны и ее гостеприимства. Скорее всего, от нескольких километров или десятков километров, преодоленных или не преодоленных с «помощью» компании, которую возглавляет Александр Першиков, у туристов останется впечатление, как от поездки в Sibir в гости к medvedi.