Нынешний председатель совета директоров акционерного общества «Аэропорт «Домодедово» Дмитрий Каменщик заработал миллиарды, занимаясь нехарактерным для большинства российских олигархов делом ─ логистическими услугами.
Дмитрий Каменщик
Последние годы его капитал оценивался примерно в $3 млрд, что позволяло ему уверенно находиться в 3-ем десятке самых богатых людей России. Он не принадлежит к числу тех бизнесменов, которые себе на пользу эксплуатировали природные недра, еще раз подтверждая убогое реноме России, как исключительно сырьевого придатка для экономически развитых стран мира.
Дмитрий Каменщик начал в логистике с абсолютного нуля и шаг за шагом упорно осваивал науку эффективной организации перевозок по воздуху. Интересно, что в одно время с ним этим же бизнесом занялся еще один россиянин, получивший через полтора десятка лет всемирную известность. Его зовут Виктор Бут. В 2012 году он осужден в США на длительный срок заключения, как крупнейший в мире нелегальный торговец оружием и враг всего человечества. История бизнеса Дмитрия Каменщика и Виктора Бута имеют многие схожие черты, но абсолютно разные финалы.
Дмитрий Каменщик
Дмитрий Каменщик окончил Московский энергетический институт, после чего отслужив положенный срок в танковых войсках, устроился работать в Свердловский комитет по телевидению и радиовещанию. Виктор Бут с младых лет выбрал путь кадрового военного. Он выучился на военного переводчика, но его больше влекло небо.
В 1991 году Дмитрий Каменщик устроился на работу генеральным представителем авиакомпании «Ист Лайн» в Москве. Одновременно с ним, Виктор Бут занялся авиаперевозками, открыв фирму в Нидерландах и начав брать в аренду российские транспортные самолеты.
«Фирма «Ист Лайн» займется арендой транспортных воздушных судов ИЛ-76 у Домодедовского производственного объединения гражданской авиации только через 2 года. В 1994 году Каменщик выкупил ее за довольно смешную даже по тем безденежным временам сумму $10 тыс у прежнего хозяина свердловского предпринимателя Антона Бакова. По документам учредителем «Ист Лайн» с самого начала являлась люксембургская компания Lexadmin Trust reg.
Стратегические направления Каменщика и Бута к тому времени сильно разойдутся. Бут во всю силу приступит к покорению Африки, начав перевозить без разбора любые грузы, включая оружие, а Дмитрий Каменщик сосредоточится на маршрутах и товарах, которые «оружейный барон» ранее полностью отработал. «Ист Лайн» занималась организацией чартерных рейсов в Китай, Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии, перевозивших российских «челноков» и их грузы ширпотреба.
Уральская братва
Виктор Бут на стартовом участке бизнеса все же выглядел несколько самостоятельнее Дмитрия Каменщика. Ему никто не помогал. Успешное внедрение Каменщика в тему грузоперевозок произошло не без посторонней помощи. В первую очередь ему посодействовал родной отец ─ заместитель начальника ГУВД Свердловской области.
В перестроечные годы в Свердловске успешно завершилось формирование одной из первых крупных ОПГ ─ Уралмаш. Дальновидная часть криминалитета сразу поняла необходимость дальнейшего перехода в легальный бизнес. Перевозка огромных потоков импортных товаров, подпитывающих многочисленные розничные рынки страны, могла принести неплохие барыши.
Сейчас уже не определить от кого шла инициатива, но уральская братва командировала в столицу уполномоченного представителя, обязанного следить за пошаговым выполнением утвержденного бизнес-плана. Покровители Каменщика обеспечивали начавший стремительно развиваться бизнес деньгами на оперативные расходы.
Обычно, таким термином в их среде назывались взятки должностным лицам. Совместными усилиями главы компании, его покровителей и лоббистов из чиновничьей среды перевозка грузов с использованием компании «Ист Лайн» стала для «челноков» экономически выгодной. Помимо быстрого оформления документов на таможне компании Каменщика был предоставлен льготный тариф таможенных сборов.
Шила в мешке не утаишь. Несколько самолетов, арендованных компанией, были арестованы сотрудниками ФСБ, но по звонку сверху начавшее набирать обороты расследование заглохло.
Приватизация Домодедово
Дмитрия Каменщика быстро не устроило положение обычного подручного у криминала. Он решил начать собственную сольную партию. Его привлекла инфраструктура аэропорта Домодедово, куда он постепенно начал внедряться. Сам аэропорт имел статус стратегического объекта, что весьма затрудняло процедуру взятия его под полный контроль.
В 1998 году Дмитрий Каменщик взял в аренду сроком на 75 лет взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэродрома, но это стало только началом. Дальше все хозяйство Домодедово было разбито на 8 дочерних фирм. Их приватизацию, руководствуясь статусом объекта, запретило Росимущество, но подчиненная ему структура Мособлимущество предпочло нарушить решение вышестоящего органа и дало добро на переход в частные руки.
Через несколько последовательных ходов в Московском транспортном авиаузле появился первый аэропорт, принадлежащий частному лицу. В 2004 году Дмитрий Каменщик позволил выкупить большую часть акций компании «Ист Лайн» бывшему члену правительства России Олегу Сосковцу, что позволило ему полностью сосредоточиться на наземном бизнесе.
В 2002 году для ускоренного развития железнодорожной сети аэроэкспрессов, перевозящих пассажиров, Дмитрий Каменщик принял решение о приобретении 98% акций Демиховского машиностроительного завода, выпускающего вагоны для скоростных составов электричек. Дальше он организовал группу из 23-х компаний, обеспечивающих жизнедеятельность аэропорта и объединенных в единый пул ─ DME.Ltd, также полностью принадлежащий ему.
Конечной целью преобразований, затеянных владельцем Домодедово, стало создание в округе индустриального кластера под названием «Аэротрополис». В 2004 году Росимущество, вспомнив о ранее принятом решении по запрету приватизации, попыталось оспорить право Каменщика на собственность. В этом вопросе разбирался суд и все оставил, как есть.
Теракт в Домодедово
Редко какому российскому олигарху удается избежать публичных скандалов и неприятных вопросов со стороны органов правопорядка. Не миновала сия участь и Дмитрия Каменщика, причем повод для возбуждения в отношении его уголовного дела оказался довольно необычным. В январе 2011 года в здании аэропорта Домодедова прогремел взрыв, устроенный террористами из преступной организации «Имарат Кавказ». Организаторы теракта были выявлены ФСБ и осуждены через 2 с лишним года.
Казалось печальная страница в истории аэропорта была навсегда закрыта, но абсолютно неожиданно у Следственного комитета появилась масса вопросов к его единственному владельцу. В феврале 2016 года Дмитрий Каменщик даже попал под домашний арест, длившийся в общей сложности 5 месяцев. Следователи инкриминировали ему обвинение в том, что он ответственен за выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть 2-х и более лиц.
В результате подрыва «пояса смертника» в Домодедово погибло 37 российских и иностранных граждан, а еще 172 человека получили ранения различной степени тяжести. Причина столь тяжелых последствий взрыва, по мнению специалистов, крылась в том, что в аэропорту были ослаблены меры безопасности.
Конкретно ─ руководство компании в лице Каменщика распорядилось провести сокращения численности сотрудников службы безопасности. В результате террористы спокойно смогли проникнуть внутрь аэровокзала с взрывным устройством. Охранники аэропорта просто физически не могли справляться с поступающим потоком пассажиров. Речи об их халатности даже не возникло.
Дмитрий Каменщик оправдывался тем, что в Домодедово была принята новая технология досмотра, соответствующая всем международным стандартам безопасности. Никакой самодеятельности от него не исходило.
К тому же к каждому пункту первичного досмотра были прикреплены сотрудники МВД, которые по действующему в России законодательству обладают исключительными правами проводить личный досмотр граждан. Вину, если она и была, необходимо разделить между собственной службой безопасности и МВД. В сентябре того же года после некоторого раздумья СК РФ прекратил дальнейшее расследование.