Как ручное управление довело Россию до нефтяного коллапса

Крупная саудовская компания Saudi Aramco впервые за свое существование обнародовала отчетность о работе предприятия, прибыли и затратах. Данные появились в открытом доступе 1 апреля. Согласно отчету, выручка составила 355,9 миллиарда долларов, из которых 111,1 – чистая прибыль. Этой компании не зря отчасти посвящен сегодняшний материал «Росотката» — она считается самой прибыльной, тогда как место ее регистрации – Саудовская Аравия – одной из богатейших стран, занимающихся нефтедобычей. Недополученная выручка Saudi Aramco от продажи нефтепродуктов компенсируется государством. Только за прошлый год предприятие получило 41 миллиард из казны. Это более чем выгодные условия существования на рынке, особенно учитывая, что налоговая нагрузка на гиганта снизилась на 30 процентов.

Такие поблажки со стороны правительства позволяют компании развиваться и наращивать долю своего присутствия на рынке. К сожалению, такими же успехами и большим кредитом доверия никто из представителей нефтяной отрасли не может похвастаться в России. С 2014 года их деятельность особо строго облагается налогами: нефтяники вынуждены платить в бюджет с каждым кварталом все больше за то, что они пользуются резервами из недр. Правительство намерено выручить с их деятельности не менее триллиона рублей в ближайшие годы.

Снижение экспортных цен привело РФ к тому, что отрасль стала управляться вручную. Ситуация начала заходить в тупик в ноябре, когда правительство заключило договора с «Роснефтью», «Газпромом», «ЛУКОЙЛ» и непосредственно с ВИНК о том, что они станут способствовать сдерживанию цен на нефть и продукты до марта 2019 года включительно. Благодаря достигнутым договоренностям удалось сдержать стоимость бензина. Однако этот же шаг неблагоприятно сказался на деятельности компаний, лишив их прибыли. На фоне стремительно развивающихся событий подавляющее число АЗС страны начали спекулировать и получать большие прибыли. В то же время лидерам отрасли ничего иного не осталось, как терпеть многомиллиардные убытки.

С мая 18-го года цены на машинное топливо фактически стимулируются вручную, однако изначально такой подход к регулированию не мог исключить сопутствующие проблемы. Новые механизмы повторяют принцип работы уже известных регуляторных инструментов. Розничная стоимость горючего скорректирована и заморожена только относительно НДС, мелкооптовая реализация сократилась в денежном значении на 5-16 процентов. Наряду с этим возросли сопутствующие производственные затраты, акцизы выросли на 50 процентов. Современная нефтяная отрасль практически субсидирует смежные экономические сегменты.

Ожидаемых результатов не принес и так называемый механизм демпфера, который был разработан чиновниками. И даже больше: во многих ситуациях нефтяники страны вынуждены доплачивать в бюджет. Поэтому ни о каком механизме компенсации, объявленном Минфином, речи не идет.

Одним из немногих о «некоторых недостатках» открыто заявил Алексей Сазанов, глава департамента налоговой и таможенной политики. И несмотря на попытки правительства изменить формулу демпфирующего механизма, эти перемены незначительны и очень маловероятно, что повлияют на ситуацию в нефтепереработке. Эксперты подсчитали, что, в случае корректировок, бюджет недополучит 190 миллиардов рублей. Чтобы не допустить это, некоторые умы предлагают увеличить налоговый сбор на нефтекомпании. То есть по факту нефтянки должны будут субсидировать собственные компенсации самостоятельно.