Однажды, в далеком 2011 году обычный директор ООО «Унит» Вадим Дмитренко внезапно становится директором «Укрзализныци» по информационным технологиям. И тут же в два счета ООО «Унит» получило без каких-либо конкурсов и тендеров подряд на разработку сайта для возможности заказа билета электронным путем. Стоимость всех работ якобы составила 600 тысяч долларов, однако впоследствии еще как бы доработала сайт ООО «Унит» на 24 млн гривен.
В итоге, УНИТ заставляет Владимира Мурзина, руководителя ГИВЦ, заключить некий договор, по которому УНИТ сможет получить по 5 грн с каждого проданного через сайт УЗ билета. То есть буквально за год УНИТ с ничего стала получать по 14 млн долларов. И с каждым годом сумма лишь увеличивается. А в конце 2014 года ИТ-компания даже выставила иск государственному предприятию за якобы неоплаченные два месяца, в сумме 11 млн гривен. Но спустя полгода почему-то отозвала данный иск, возможно, испугавшись последствий со стороны новой украинской власти. И тогда в ход пошел самый обычный эквайринг, ставший способом продолжать систематично грабить УЗ.
Для начала были обустроены закрытые протоколы таким образом, что только системы, разработанные непосредственно УНИТом, могут работать с сайтом «букинг». То есть, искусственно создана ситуация, при которой лишь работники этой фирмы владеют знаниями касательно их продукцию, делая государственное предприятие буквально зависимым от сторонней компании. Вся эксплуатационная и техническая документация отныне находится в руках сотрудников ГИВЦ, подконтрольных УНИТу. А во главе стоит Галина Терендий, обеспечивающая такие условия работы, при которых контролируется неприкасаемость монополии и пресекаются любые попытки создать со стороны УЗ конкурентную среду. Помимо всего прочего, не стоит забывать и об административном прикрытии в виде первого замдиректора железнодорожного ГИВЦ и экс-директора по ИТ УЗ, непосредственного организатора всей схемы.
Это означает, что все продажи через как бы государственный сайт контролируются только УНИТом, и именно он и заявляет правила работы с банками – эквайрами, заинтересованными в обслуживании всех продаж. Или же УНИТ может просто застопорить процесс продажи билетов. Но ведь в таком случае и банки вынуждены платить УНИТу так называемое «агентское вознаграждение» в размере минимум 0,8% за каждую успешную электронную покупку. Соответственно, помимо банковской комиссии гражданин Украины доплачивает и эти самые 0,8% вместо банковской структуры. В итоге условия работы следующие – для родных карт «экваира» 1,5%, для «чужих» — все 3%.
Когда же в 2016г. Приватбанк захотел работать с УЗ напрямую, без процентов агенту, что УНИТ мгновенно отключил этот банк от сайта «букинг» без согласования даже с Укрзализныцей, вследствие чего теперь все «приватбансковские» карты вынуждены работать под комиссию в 3%. То есть УЗ даже не смогла не то что сэкономить, но хотя бы удержать стоимость. А если принять во внимание, что Приватбанком пользуется чуть ли не половина населения, то можно представить себе, что подобное насильственное удорожание затронуло большую часть выручки на «букинге».
А потом появился проект «экспресс Киев – Борисполь», где разработчиком и модернизатором центральной автоматизированной системы стала компания «ВИТЕС». И тут же «Ошадбанк» предложил более выгодные условия для УЗ по продажам билетов. С того момента УНИТ стал бегать по судам и антимонопольному комитету, явно желая сохранить за собой право получать доход с эквайринга.