Порт Посьет по перевалке угля открытым способом в Приморском крае продолжает отравлять все живое. Но на днях Министерство транспорта РФ представило план модернизации портов до 2030 года. И если этот план заработает, «богатый Буратино» Игорь Зюзин может навсегда проститься с портом Посьет. Ведомство Евгения Дитриха то ли избавляется от балласта, то ли дает дорогу самому перспективному, но так или иначе — из этого плана предлагается исключить сразу несколько проектов на Дальнем Востоке, как-то: свернуть — в том числе — техническое перевооружение порта Посьет компании «Мечел».
По всей видимости, это очень благая весть для обитателей поселка Посьет, которые уже давно забыли, как выглядит белое: снег в Посьете обычно лежит черный. Угольная пыль «украшает» крыши домов. И упаси Господи вывесить белое белье сушить в ветреную погоду. А сколько угольной пыли за все эти годы попало в легкие людей, живущих в этом как будто бы живописном углу Приморья? И как получилось так, что территория, входившая в зону Морского заповедника Приморского края, оказалась отрезанной от заповедника?
Торговый порт Посьет, расположенный на побережье Японского моря, южнее Владивостока в заливе Посьета, обеспечивает поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Железная дорога связывает порт с Транссибирской железнодорожной магистралью, северо-восточным Китаем и Северной Кореей. Не лишне будет напомнить, что не так давно порт Посьет не выходил за рамки приличия и соглашался с экологическими нормами. Но в те дни компания «Мечел» в порту Посьет занималась перевалкой «железа». И никаких нареканий не было! В то же время переваливали и небольшое количество «черного золота».
Комиссия из Роспотребнадзора посетила АО «Торговый порт Посьет». И нашла много серьёзных нарушений. Специалисты выяснили; предприятие не вело учёт расхода воды системой пылеподавления, а также учет работы водяной пушки и поливальной машины. Производственный контроль за эффективностью мероприятий по пылеподавлению в порту не производился. В последнее время ПАО «Мечел» вообще идет ва-банк, не считается с заключениями экологической экспертизы и продвигает проект с огромным количеством замечаний. Компания Зюзина решила многократно увеличить перевалку угля.
В апреле этого, 2020 года, в процесс вмешалась прокуратура. Прокуроры выяснили, что предприятие не контролировало уровень влажности угля и не получало постоянные прогнозы погоды для корректировки производственной деятельности. Росприроднадзор по постановлениям прокурора привлек компанию и ее должностное лицо к административной ответственности за загрязнение окружающей среды. Был выписан штраф — 200 тыс. рублей. Еще компанию оштрафовали на 100 тыс. рублей за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Надо с удивлением отметить такой факт: материнская структура порта Посьет ПАО «Мечел» задолжала космическую сумму крупнейшим российским банкам. Суммарный долг перед Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком — более 400 млрд. рублей. И расплатиться с кредиторами «Мечел» обещает к 2024 году вместо 2020, а полностью расквитаться — в 2026 году. Именно для этого перевалку угля хотят увеличить до 12 млн. тонн в год.
Еще в 2008 году Владимир Путин подверг жесткой критике Игоря Зюзина за то, что компания «Мечел» продаёт российские ресурсы за рубеж по цене ниже, чем на внутреннем рынке, подозревая в этой схеме уход от налогов. А сами офшоры, действительно, фигурируют в информации о совладельцах ПАО «Мечел». Согласно данным системы «Спарк. Интерфакс» иностранным компаниям принадлежит 47% акций предприятия. Это компании, зарегистрированные на Кипре, Британских Виргинских островах и в Швейцарии. И есть версия, не лишенная оснований, что основным бенефициаром этих, так называемых иностранных инвесторов, является Игорь Зюзин.