Парковочный рейдер бизнесмен Александр Купчин

Сейчас, как и 40 лет назад, люди вынужденно продолжают борьбу за парковочные места. Правда, методы сильно изменились, — автовладельцев, чуть ли ни силой заставляют подписывать невыгодные для них договоры. А тем, кто откажется,  угрожают физической расправой и жгут автомобили.

Александр Купчин

Один из вопиющих случаев рейдерского захвата парковки произошла в апреле этого года в Москве, когда группа рейдеров захватила парковку при жилом комплексе «Вершинино» на Электролитном проезде.

Для «выдавливания» управляющей компании, на парковку приехали крепкие парни, которые, как оказалось, работают на бизнесмена Александра Купчина. Бригада бойцов не гнушалась в методах, использовав против людей дымовые шашки и шумовые гранаты. Такой жесткий наезд не смутил полицейских, которые находились всего в 10 метрах от происходящего, и не вмешались в предотвращении бойни.

Этим полицейским сейчас могут наверное позавидовать другие полицейские, ушедшие под суд по громкому делу за бездействие при рейдерском наезде на рестораторшу Жанну Ким, обернувшимся кровавой бойней на Рочдельской улице. На Электролитном проезде впрочем, все было банальнее, бойцы бизнесмена сожгли всего несколько машин, так и не рискнув кого-то убить.

Впрочем по заверению источников, подобные методы захвата парковок Александр Купчин освоил уже давно. Им захвачено около 300 парковок. Почему молчат власти, и соответствующие органы, остается вопросом на сегодняшний день открытым.

Горячая месть

Как оказалось, Александр Купчин владеет несколькими фирмами, связанных с недвижимостью. И некоторое время назад именно его компания обслуживала жилой комплекс «Вершинино», и завышала тарифы в несколько раз. Возмущенные этим обстоятельством собственники паркинга выбрали другую компанию, у которой тарифы были более лояльными. Как мы видим, в апреле новую компанию «выбили» из бизнеса люди Купчина. Но вместе с этим досталось и жильцам, автомобили которых пострадали из-за поджога. Также бойцы «невидимого» фронта нанесли ущерб и самой парковке, вырвав шлагбаумы, разбив стекла в окнах.

На подземной парковке в Ковровом переулке те же бойцы Александра Купчина силой взяли управление в свои руки. Люди пытались сопротивляться натиску рейдеров, но те пошли в рукопашную с автовладельцами. Люди не выдержали такого отношения, к которым привыкли бойцы бизнесмена и в итоге уступили. После этого тарифы были повышены в два раза, автовладельцы вынуждены платить за парковку по 6000 в месяц за машинно место. До этого люди платили по 3800 рублей.

На Ходынском бульваре обученная рейдерским захватам силовыми методами, бригада Купчина, берет штурмом подземный паркинг. На Никитской улице, на проспекте Вернадского, везде бойцы действуют как настоящие спецназовцы, выбивая окна, проникая в помещения. Парковка на улице Подвойского также была захвачена при бездействии полицейских.

Сам Александр Купчин обитает в офисе с многочисленной охранной. Заявиться сюда возможно только с необходимым для этого ордером, который могла бы выдать например судья. Простому смертному заявиться сюда невозможно.

Александр Купчин

С начала двухтысячных годов Александр Купчин вошел в семейный бизнес, созданный его отцом Анатолием Купчиным. Тот занимался и рекрутингом и недвижимостью. В 2002 году Александр Купчин числился директором  управляющей компании ЗАО «Агентство Контакт». Вроде бы ничего не предвещало рейдерства. Но спустя десять лет его внимание переключилось на парковочную недвижимость.

Дело в том, что машинно места оцениваются на парковках как стоимость квартиры. Некоторые доходят до 4,5 миллионов рублей. Выкупая несколько квадратных метров для своей машины за баснословные суммы, автолюбитель еще и выплачивает ежемесячно управляющей компании по тарифу. По сути данный бизнес порой превосходит по доходам классическое риэлторство.

К настоящему времени Александр Купчин был собственником более 30 фирм, занимающихся арендой и эксплуатацией парковок. Все фирмы соответственно взаимосвязаны между собой, и успели приложить свои «руки» к рейдерским захватам парковок. Причем зачастую для этого используются методы лихих 90-х — избиения, запугивания. После захвата новый собственник всегда повышает тариф.

Одним из активных сотрудников компании «Транслогистик» Купчина является Антон Лабзин. Порой он просто удивляет своей напористостью, угрожая управляющим компаниям. Именно Лабзин на первых переговорах между прочим говорит, что если управляющая компания не съедет мирно, то будет захвачена силой. И слово свое он держит, надо отдать ему должное. Правда куда смотрят правоохранительные органы, в принципе допуская подобный беспредел? В этом необходимо также разбираться, уже наверное на уровне СК РФ.

Захват 2012 года

21 февраля 2012 года представители «Транслогистик» вместе с главой управления по ЦАО ГУП «Дирекция гаражного строительства» (ДГС) Александром Деревянко встретились с жителями дома номер 4 по Коврову переулку. В ходе разговора выяснилось, что «Транслогистик» был выбран ГУП для эксплуатации гаража в ходе конкурса, о котором никто из присутствовавших не слышал. Более того, представители компании-победителя не смогли назвать ни даты, ни формы проведения конкурса. Еще одной интересной деталью является тот факт, что сам «Транслогистик» был создан за несколько дней до предполагаемого конкурса.

На той встрече присутствовал и Антон Лабзин и Станислав Казаков. Мирной договоренности видимо не было достигнуто, и 21 мая на парковку по адресам Ковров, 4 и Рогожский Вал, 7 ворвались молодчики кавказской внешности с кувалдами в руках. Выломав двери, они проникли в помещение охраны и силой вытащили охранников на улицу. При участии муниципального депутата Ильи Свиридова ситуацию удалось урегулировать, но ненадолго. В итоге компания «засела» в доме на основании того самого договора с ГУП. Несмотря на это, плату за обслуживание гаража удалось удержать на уровне 4 200 рублей.

За время работы «Транслогистика» состояние гаражей значительно ухудшилось. Кроме того, на территории паркинга была незаконно открыта автомойка. Жители домов требовали отказаться от услуг компании, в итоге их требования были услышаны, и на смену структуре Купчина пришла… другая структура Купчина под названием ЗАО «Моспаркинг» (ранее она носила название ЗАО «Пчелка»). Как частная фирма получила название с приставкой «Мос-», указывающее на причастность к правительству Москвы, – вопрос открытый.

Жильцам удавалось держать цену на прежнем уровне до ноября 2015 года, однако с приходом «новой» компании борьба с повышением цен продолжилась: «Моспаркинг» потребовал повышения ежемесячной платы до 5 800 рублей. В качестве обоснования было предоставлено письмо, в котором руководитель ГУП ДГС разрешал «Моспаркингу» повысить цену без каких-либо вопросов.

Дмитрий КайгородовАвтовладельцам, которые отказались платить по новому тарифу, сразу же блокировали доступ на парковку. Помимо этого на их парковочные места были установлены бетонные блоки. А саму парковку охраняло 12 мужчин крепкого телосложения, которые зачастую применяли физическую силу против возмущенных автовладельцев. Самое интересное, что при включенных камерах видеонаблюдения, все охранники надевали маски, скрывая свои лица. При проверке оказалось, что двое охранников имели судимости, а другие имели приводы в полицию и привлекались к административной ответственности.

В Зеленограде также побывали рейдеры Купчина. Теперь местные стоянки переходят под контроль «Строй-паркинг» и «Бел-Авуар-Инвест», которые также принадлежат Купчину.

В Химках у Александра Купчина весьма неплохие связи с заместителем главы городского округа Кайгородовым Дмитрием Алексеевичем, если учесть во внимание, что чиновник выходец из структур Александра Купчина.

Кайгородов был руководителем в компаниях «Центурион», «Темир Транс Групп» и «Жилэксперт». Эти фирмы успешно захватывают различные парковочные объекты по всему городу.

ГУП ДГС

За все время своего существования ДГС получила дурную славу за провал проекта «народных гаражей». Разумеется, на самом деле речь шла не о полноценном гараже, а о месте на многоэтажной парковке. В первый раз программа «народных гаражей» с треском провалилась еще в 2010 году, когда за четыре года работы было построено лишь 3 объекта из запланированных 182, таким образом, было реализовано меньше 2% плана.

В 2012 году за возрожденный проект взялась ДГС. На эту программу выделяли средства жители города, столичные власти в лице Департамента строительства города Москвы (уставной капитал ДГС был увеличен на 8 млрд рублей) и «Банк Москвы» в виде кредита в размере 3,3 млрд рублей. Цена на одно парковочное место начиналась от 350 тыс. рублей. Однако уже через пару лет выяснилось, что программа снова «не идет». Жители Москвы не заинтересовались парковочными местами, сочтя цену на них слишком высокой.

Судя по финансовым показателям, ДГС ведет не особо успешную финансовую политику. В конце 2015 года учреждение имело убыток в размере 829 млн рублей. За 6 лет своего существования «Дирекция» выступала ответчиком почти в 500 судебных разбирательствах, проиграв из них 230 на сумму свыше 1,4 млрд рублей. Согласно данным «Контур-Фокуса», на конец 2015 года ГУП имел задолженность в размере 33 млн рублей.

В мае 2016 года против ДГС было подано несколько исков с требованием признать ГУП банкротом. Оказалось, что учреждение задолжало подрядчикам и кредиторам более 300 млн рублей, а дольщики недополучили более 3,5 тыс. парковочных мест.

С момента своего создания ДГС оказывала особое внимание структурам рейдера. В феврале 2012 года в ведение этого ГУПа был передан контроль над всеми парковками города Москвы, вскоре после этого началась «оккупация» паркингов десятками компаний Купчина.

Судя по списку госзакупок, проведенных ГУПом, Купчин является очень надежным партнером ДГС. В этом списке можно встретить практически все компании рейдера, которые засветились в криминальных сюжетах о захвате парковок.

По самым скромным подсчетам, ДГС отдала компаниям Купчина контрактов на эксплуатацию на сумму порядка 200 млн рублей. При этом купчинские фирмы постоянно завышают цены на обслуживание парковок для жителей домов. Куда идут собранные с жильцов деньги – отследить невозможно. Вполне возможен вариант, когда компании берут деньги и с жильцов, и из бюджета, а в итоге занимаются лишь выбиванием денег из несогласных.

Примечательный момент: если сначала контроль над парковками отдавался структурам Александра Купчина на неких конкурсах, на которые «никто не приходил», а на деле информация о них нигде не фигурировала, то позднее ДГС стала заключать договоры с компаниями рейдера как с единственным поставщиком, т. е. официально отдавая контракты Купчину без конкурса.

На сайте ДГС указано, что «уполномоченным агентом по реализации объектов гаражного назначения является ОАО «Московский городской центр реализации нежилых помещений «Мосреалстрой» (ОАО «Мосреалстрой»)». Другими словами, «Мосреалстрой» продает парковочные места в столице. Эта компания целиком принадлежит Департаменту городского имущества города Москвы, однако управляется она АО «Управление Экспериментальной застройки Микрорайонов» (УЭЗ). УЭЗ является частью строительного холдинга «Мосинжпроект», подконтрольного «правой руке» вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина – Альберту Суниеву. Он является генеральным директором УЭЗа и заместителем генерального директора «Мосинжпроекта». По информации «Контур-Фокуса», «Мосреалстрою» уже отдано контрактов на 180,5 млн рублей.

Согласно данным СМИ, Суниеву удалось включить ДГС в структуру «Мосинсжпроекта», что подразумевает полное подчинение руководству холдинга. В результате включения строительной компании в ДГС сменился руководитель – им стал экс-глава Банка Казани Дамир Талипов. Примечательно, что Талипов «дружит» с Купчиным в Facebook – действительно, как не пообщаться с надежным партнером?

Другой интересной деталью является то, что аудит финансовой деятельности ДГС осуществляет ООО «Компания «Аудитор Столицы» ( «Компас»). Эта структура основана выходцами из Татарстана Русланом Тазеевым (он, кстати, окончил тот же факультет того же вуза, что и Хуснуллин в свое время), Натальей Гильмутдиновой и Еленой Просвирниной и занимается аудитом практически всех структур Суниева.

Собрание Общественной палаты РФ

В августе 2016 года в Общественной палате РФ прошло собрание, посвященное рейдерскому захвату парковок. На нем прозвучало несколько важных вещей.

Один из представителей ТСН, борющихся с парковочными захватчиками, рассказал, что весной 2016 года было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, фигурантами которого стали сотрудники одной из крупнейших компаний Купчина – ООО «МЭК». По словам участника дискуссии, в рамках дела сотрудники полиции нагрянули в офис «МЭК» с обыском и осуществили выемку документации и прочих улик.

Примечательно, что среди изъятого была обнаружена оригинальная печать ДГС, которой ГУП визировало свои договоры. Получить материалы уголовного дела нам не удалось, однако данная информация очень похожа на правду. Зачем ездить куда-то для подписания договоров, если можно все оформить, не выходя из собственного офиса? Победитель ведь известен заранее! К сожалению, делу не был дан ход – по информации члена ТСН, в «МЭК» работает отставной полковник МВД, который в кратчайшие сроки сумел закрыть дело

О тесной связи ДГС и структур Купчина свидетельствует еще одна деталь. На разговор в общественную палату были приглашены сотрудники и ДГС, и парковочных компаний. В списке заявленных участников был некий Олег Борисович Копылов. Этот человек был хорошо знаком жильцами домов, атакованных рейдерами, – он много раз выступал на судебных заседаниях по захвату парковок. Его особенность в том, что на разных заседаниях он представлял интересы то ДГС, то «Моспаркинга». При этом в Общественную палату он был приглашен в качестве юриста от «Моспаркинга» и Департамента деловой недвижимости».

В интернете можно найти документы, в которых Копылов указан то как «заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «МЭК», то как «начальник правового управления ГУП г. Москвы «Дирекция гаражного строительства».

Знакомство с руководителем «парковочной империи» подтверждает и нынешний руководитель ДГС Дмитрий Храмов. В сюжете телеканала «Россия 1» он сообщил пару интересных деталей. На вопрос о том, как именно структуры Купчина получают контракты на обслуживание всех парковок города, Храмов отвечает: «Я думаю, что, наверное, какие-то определенные ресурсы у него имеются, для того чтобы заходить на эти конкурсы и выигрывать их». Непонятно, о каком именно ресурсе говорит гендиректор, административном или каком-то еще. Но на вопрос о личном знакомстве с Купчиным он замялся, и в итоге признался, что общался с предпринимателем.