Новосибирский депутат-единоросс стал жертвой разработанного им же закона об эвуакуации. Его Land Cruiser эвакуировали на штрафстоянку за нарушение правил парковки. В результате в интернет попало видео, где он материт работников штрафстоянки и угрожает их «не простить» и уволить. Свои полномочия депутат складывать не спешит, зато теперь он уверен, что его закон нуждается в доработке.
Сергей Титков
Комиссия по депутатской этике, куда на депутата Законодательного собрания Новосибирской области Сергея Титкова пожаловались общественники, пообещала, что он извинится, и объяснила, что «отставка депутата возможна только в двух случаях: если депутат захочет сложить свои полномочия по собственному желанию, или его отставку инициируют избиратели».
На видео с штрафстоянки единоросс Титков пытается позвонить начальнику областной Госавтоинспекции полковнику Штельмаху и кричит матом: «Кто наклеил (наклейку службы эвакуации на двери автомобиля)? Снимай, ****! Чтобы чисто было! Значит ты работать не будешь, понял? Снимай, ****! Я вам **** устрою, сука, ****! Не будешь снимать и оттирать не будешь? Сука (называет фамилию работника, который ему представился) *******. Позвонили же уже (Штельмаху), наверное, да?»
«В моем случае это (эвакуация автомобиля) спорный момент, поскольку знаков не было и движению автомобиль не препятствовал», — объяснил Титков свое поведение депутатской комиссии по этике: мол, захлестнули эмоции, стресс от исчезновения автомобиля, да еще, как выяснилось неожиданно для депутата, в Новосибирске, оказывается, выстроен целый бизнес на водителях, чьи машины внезапно эвакуировали.
«Главный момент, который привел меня в неуравновешенное состояние — это когда ровно через минуту ко мне подошел человек, предложивший свои услуги по возврату автомобиля за определенную плату. Я приехал на стоянку, увидел лица этих людей, которые, как говорится, „при деле“, я не выдержал», — оправдывался на «этической» комиссии Сергей Титков.
Отвечать на вопрос корреспондента, составили ли на него протокол за парковку в неположенном месте, Сергей Титков не стал. Ирония в том, что именно депутат Титков выполняет обязанности заместителя председателя комиссии по транспорту в Заксобрании Новосибирской области. Все законопроекты, которые определяют работу службы эвакуации транспортных средств в регионе, проходили через него, и зампред долгие десятилетия депутатской деятельности был с ними согласен, несмотря на многолетнее возмущение новосибирских водителей ровно теми же вещами, которые только сейчас возмутили водителя Титкова.
Председателя комиссии по депутатской этике, который пообещал гражданам, что Сергей Титков извинится за свое поведение, зовут Валерий Ильенко. Именно он выстроил бизнес по эвакуации автомобилей в Новосибирске и много лет оставался в центре коррупционных скандалов на эту тему. Ильенко, кстати, тоже работает в депутатской комиссии по транспорту. Более того, в далеком 2005 году, когда единоросс Ильенко впервые прошел по списку в депутаты Облсовета, именно Сергей Титков, тогда председатель комитета по транспорту, рекомендовал Ильенко в свои замы.
Почетный транспортник
Родился Валерий Ильенко в алтайском селе Плесо-Курья в 1958 году. «Мать всю трудовую жизнь была секретарем, председателем сельсовета. Отец — завхозом», — вспоминает депутат. Семья Ильенко не бедствовала: двенадцатилетний Валера рулил и семейным «Москвичом-412», и мотоциклом, вспоминает он в интервью новосибирской газете «Ведомости». Видимо, тогда и зародилась любовь Ильенко к автомобилям и всему, что с ними связано.
В 2000 году Ильенко стал директором муниципального транспортного предприятия «ПАТП 5», куда пришел двадцать лет назад простым таксистом. Еще через пять лет он стал депутатом Областного совета депутатов, который теперь называется Законодательным собранием Новосибирской области.
Сейчас Валерий Ильенко достиг успеха, он заместитель председателя Законодательного собрания и секретарь регионального отделения «Единой России». Награжден нагрудными знаками: «Почетный автотранспортник», «Почетный работник транспорта России», «Почетный работник Российского автотранспортного союза».
Деловой человек
Эвакуаторный бизнес Ильенко начал одновременно с депутатской карьерой — Сергей Титков рекомендовал его в свои замы в комитете по транспорту в 2005 году, и в этом же году бизнесмен Ильенко зарегистрировал ООО «ГАПП-9», а директор муниципального автотранспортного предприятия «ПАТП-5» Ильенко сдал новоявленному ООО площади под стоянку.
В течение пяти лет общественность не догадывалась, насколько успешно шел бизнес Валерия Ильенко, депутата и директора «ПАТП-5», пока 5 марта 2010 года эвакуаторы не увезли машину журналистки Юлии Дроковой.
Дрокова выяснила, что все три штрафстоянки в Новосибирске принадлежат «ГАПП 9», единственный владелец которого — Валерий Ильенко. У организации два договора, которые заключены без конкурса: с мэрией — на содержание и обслуживание штрафстоянок, и с ГУВД Новосибирской области — о взаимодействии с должностными лицами. Тарифы на услуги штрафстоянок утверждаются губернатором региона. В 2010 году час на новосибирской штрафстоянке стоил для легкового автомобиля 39,5 рублей. То есть сутки на штрафстоянке обходились водителям в 948 рублей, в то время как сутки на обычной автостоянке — 70 рублей.
«Хитрецы из „ГАПП 9“ и ГИБДД делают все возможное, чтобы продлить время пребывания задержанных авто на штрафстоянке: отметку в ГИБДД о выдаче машины можно получить только с 10.00 до 12.00 пять дней в неделю, а непосредственно забрать машину со штрафстоянки — только с 8.00 до 17.00 (с перерывом на обед) в будние дни (при этом на прием автомобилей штрафстоянки работают, естественно, круглосуточно). А само нахождение на штрафстоянке оплачивается все 24 часа в сутки (кроме первых суток, которые, согласно КоАП, бесплатны)», — отмечала Дрокова.
Журналистка обратилась в прокуратуру и в Антимонопольную службу. УФАС в Новосибирске трижды не нашли никаких проблем в том, как обстоит дело. В прокуратуре с доводами Дроковой согласились и даже нашли еще одну странность: аренда земли под штрафстоянки была льготной, с повышающим коэффициентом 1, в то время как все остальные организаторы обычных стоянок платили муниципалитету аренду, умноженную на 2,5-10. Годовая аренда участка под стоянку на улице Станционной обходилось Ильенко в 26 173 рубля 06 копеек, за участок на улице Доватора — в 55 797 рублей 50 копеек.
После настойчивых жалоб и судебных разбирательств, начатых Юлией Дроковой, штрафстоянки начали работать «на выдачу» круглосуточно, а действия муниципалитета УФАС призналнезаконными.
Внимание медиа и надзорных органов Ильенко не понравилось, и уже через месяц после первой публикации в СМИ, в апреле 2010, владелицей «ГАПП 9» вдруг стала некая Маргарита Вахрина. Как оказалось, племянница Ильенко, родная дочь его сестры Альбины.
Родственные связи никак не мешали Ильенко честно отвечатьна неудобные вопросы: «Юридического отношения к стоянкам не имею», и оставаться членом комитета по транспорту, предлагать и продвигать законопроекты, регулирующие эвакуацию автомобилей в Новосибирске.
Представитель народных интересов
В 2012 году депутаты при непосредственным участием Валерия Ильенко решили брать плату за эвакуацию автомобилей с их владельцев. До этого эвакуацию машин оплачивал муниципалитет. В год на эти цели выделяли два млн рублей — это три работающих эвакуатора и девять вывезенных машин в день. Также областные депутаты отменили бесплатное хранение авто на штрафстоянке в первые сутки.
— Если раньше мы эвакуировали 20-30 автомобилей, то сейчас доходит до 100 в день, — рассказал старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД НСО Алексей Толочной. — За месяц работы нового закона эвакуированных машин стало в три раза больше — их число достигло 1133 штук.
Да, конкурс на эвакуацию автотранспорта в этот раз провели. Выиграло его ООО «ГАПП-9».
В 2013 году Ильенко высказался за введение единого тарифа на эвакуацию, ранее отмененного прокуратурой. Поправки в областной закон утвердили.
В 2015 году Ильенко в обсуждении поправок к областном законодательству настоял на том, чтобы «точкой невозврата» в эвакуации автомобиля считали момент, когда зацеплен крюк лебедки.
По закону, если водитель автомобиля находится рядом и может убрать неправильно припаркованную машину, то дело должно ограничиваться штрафом, а транспортное средство не эвакуируют. В Новосибирске эта норма не работала, машины увозили в любом случае, а люди возмущались — и депутаты Зозуля и Леоненко предложили поправку: считать моментом начала эвакуации начало движения эвакуатора. Ильенко был категорически против такой инициативы и аргументировал свое мнение тем, что за год эвакуируют 19% от числа всех зарегистрированных в регионе транспортных средств и только 3,5% из них — повторно. По его логике это означает эффективность наказания.
В 2016 году «ГАПП 9» сменил владельца — им стал ровесник Ильенко некто Сергей Дроздов, до этого момента занимавшийся пассажирскими перевозками в качестве индивидуального предпринимателя. Смена собственника юридического лица в «ГАПП 9» случилась 11 июля 2016 года, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, а Дроздов закрыл ИП 14 июня 2016 года.
По данным базы «Гарант», выручка ООО «ГАПП 9» падает: если в 2014 году она достигла 75 790 тысяч рублей, то в 2015 — всего 44 362 тысяч. По бухгалтерским отчетам, компания вообще убыточна.
Между тем, в 2017 году тариф на эвакуацию легкового автотранспорта достиг 1724 рублей, а час хранения на штрафстоянке авто до 3,5 тонн стоит 44,09 рубля, свыше — 88,18. Это на 1,5% больше, чем в 2016 году. При этом, по данным Госавтоинспекции, в день в Новосибирске эвакуируют более сотни машин. Например, 14 сентября их было 156, днем раньше — 159. Для сравнения — в соседней Омской области в день на спецстоянку привозят не более 20 автомобилей.
Доход семьи Ильенко тоже увеличился — он почти достиг 12 млн рублей в год: в 2016 году Валерий Ильенко задекларировал 626 908,53 рублей годового дохода, а его жена Елена — чуть более 11 млн рублей. В 2015 году супруги заявили примерно равный доход — почти четыре с половиной миллиона у Валерия и чуть более пяти миллионов рублей у Елены — обозначив источники дохода как дарение квартиры, продажа машины, зарплата и пенсия супруги, а также накопления. В 2016 году в декларации источники дохода семьи Ильенко не уточняются.
Между тем пострадавший от эвакуации автомобиля депутат Сергей Титков теперь уверен, что региональный закон об эвакуации машин требует доработки. «Если бы составили протокол и не увозили машину, я бы мог оспорить этот протокол, мог спорить, не соглашаться. Но сегодня машины, которые не мешают движению, не стоят на проезжей части, не стоят на перекрестках, не стоят на пешеходных переходах, я считаю, что это надо оформлять протоколом и штраф 1,5 тысячи рублей».