«Байкал» Чемезова пролетел мимо

Первый тестовый полет нового легкого самолета ЛМС-901 «Байкал» отложили до 2022 года, сообщил глава Минпромторга России Денис Мантуров. «Байкал» должен был совершить свой первый полет в конце 2021 года, но создающая его УЗГА в сроки не вписывается. И это «заслуга» главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Госкорпорация до 2018 года владела самим УЗГА, который позднее перешел под контроль владельца «НК банка» Виктора Григорьева, друга Чемезова.

В случае с «Байкалом» с самого начала наблюдался ряд странностей. Так, изначально разработкой должен был заниматься сам УЗГА, однако результаты конкурса отменили, а контракт передали его структуре «Байкал-Инжиниринг». Выяснилось, что в основе проекта лежали чертежи самолета Т-101 «Грач», и проект пришлось срочно перерабатывать. То есть изначально УЗГА хотел получить деньги за уже давно готовую разработку. Хитро!

Позднее появилась информация, что долю в «Байкал-Инжиниринге» собирается купить компания из Казахстана «Казахстанская авиационная индустрия», которая будет номинирована казахским правительством. Таким образом намереваются получить финансирование и из бюджета соседней страны.

УЗГА был структурой «Ростеха», но в апреле 2018 завод вышел из состава госкорпорации. Тогда компания продала Григорьеву 75% минус одну акцию холдинга «Технодинамика». Вместе с ним банкиру достался и УЗГА. Конкурс был закрытый, участие в нем могли принимать только компании из специального перечня, который утверждается «Ростехом». Григорьева же тогда представляли как «стратегического инвестора». Но он обычный кошелек Чемезова.

Бенефициарами завода также называют Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Им же принадлежит чешская Aircraft Industries, по лицензии которой на площадке УЗГА собирают L-410 для местных линий. А господа Махмудов и Бокарев, как известно, своего не упустят — особенно, если речь идет о бюджетных деньгах или государственных активах. Последние они аккумулируют в своих руках уже который год подряд. И не без помощи «Ростеха».

И тут надо вспомнить многочисленные разговоры о том, что Чемезов грезит о собственной авиакомпании, которая должна будет заняться региональными перевозками на Дальнем Востоке. Так вот для кого задумывался «Байкал».

Ну а пока у Чемезова своего перевозчика нет, логично, что и с запуском самолета он не спешит.