Что будет с российским «МИГом»?

Что происходит с авиастроительной корпорацией «МИГ», почему она получает все меньше заказов и какова причина суицида ведущего конструктора корпорации «МиГ».

миг

В российском самолетостроении продолжается масштабная оптимизация, итогом которой должно стать объединение нескольких предприятий в одно. Побочным следствием будет массовое увольнение профессиональных кадров, концентрация отрасли в одних руках, неконкурентоспособность и застой. Бонусы получит Сергей Чемезов и его доверенные лица.

Как сообщал источник, в конце ноября работники АО «РСК «МиГ» нашли в одном из помещений мужчину, лежавшего в луже крови. Это был ведущий инженер предприятия 38-летний Алексей Сметанников. Несмотря на перерезанное горло, мужчина оказался жив. «Скорая» доставила его в Боткинскую больницу. Медики отказались давать какие-либо прогнозы, пострадавшего отправили на срочную операцию. По факту случившегося началась доследственная проверка.

Опросив коллег Алексея Сметанникова, следователи решили, что, скорее всего, речь идет о попытке самоубийства – во время обеденного перерыва он вышел в туалет и порезал себя бритвой. Мотивом суицида могли быть личные проблемы инженера, а также неурядицы на работе.

Сотрудники АО «РСК «МиГ» рассказали журналистам, что на предприятии идет сокращение персонала, и за последние пару лет это далеко не первая «оптимизация» кадров. Официально в компании заявляют, что Сметанникову увольнение не грозило. Но, вне зависимости от причин его поступка, вся эта история дает хороший повод присмотреться к положению дел в одной из ведущих российских промышленных компаний.

Нужных оставят

В пресс-службе «МиГ» сообщили, что сокращения инженерно-конструкторских кадров не проводятся и не планируются, поскольку данная категория специалистов для компании является приоритетной. В то же время, ее представители подтвердили оптимизацию численности персонала количеством 5,4% от штата. Это делается в рамках перевода мощностей из Москвы на другие площадки, в частности, – в Луховицы и Нижний Новгород.

В корпорации отмечают, что оптимизация затронет в основном специалистов пенсионного и предпенсионного возраста, для них созданы специальные стимулирующие программы. Кроме того, оптимизация штата компании сопровождается созданием новых рабочих мест в новых проектах, и этот процесс продолжится в следующем году.

Сегодня в АО «РСК «МиГ» работает около 13 тыс человек и, если верить пресс-службе, под сокращение должны попасть около 700 сотрудников. Но очевидно, что речь идет о планах на заканчивающийся 2017 год. По данным RNS, которое ссылается на свои источники в Объединенной авиастроительной корпорации, летом нынешнего года из «РСК «МиГ» были уволены 200 сотрудников опытного производства, до конца года такая же участь ждет еще 500 человек из числа управленческого персонала. В 2018 году планируется «оптимизировать» еще 500 человек, то есть в обозримой перспективе «МиГ» расстанется примерно с тысячей сотрудников. Причина простая: на фоне бодрых отчетов о развитии отечественной оборонки «МиГ» не получает достаточного объема заказов.

На подлете к кризису

По итогам 2016 года «МиГ» смог увеличить оборот почти на 30% до 56,7 млрд рублей, годом ранее портфель заказов корпорации превышал $2 млрд. Значительная часть производственной программы приходилась на поставки корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ для ВМФ России и ВМС Индии, производство многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ для отечественной авиации, а также модернизация парка МиГ-29 для индийских ВВС. Многие из этих контрактов сейчас находятся в завершающей стадии, а многолетним поставкам российских палубных истребителей в Индию и вовсе скоро может прийти конец.

Индусы объявили очередной тендер на поставку палубных истребителей, и почти одновременно с этим стало известно, что американская компания Boeing уговаривает Дели отказаться от российских МиГ-29К/КУБ в пользу своих F/A-18E/F. США обещают наладить совместное производство этих самолетов с индийской государственной авиастроительной корпорацией (HAL).

Двоих не потянут

На фоне всего этого АО «РСК «МиГ» может слиться со своим главным конкурентом. Новость о том, что два главных «истребительных» концерна «МиГ» и «Сухой» войдут в один дивизион Объединенной авиастроительной корпорации, взбудоражила авиационные круги еще минувшей весной. Государственные менеджеры задумали единый дивизион с целью оптимизации производства и снижения издержек, процесс его создании может занять несколько лет.

Подтверждением этому можно считать, что с февраля 2017 года вице-президентом ОАК стал Игорь Озар, совмещающий этот пост с должностью гендиректора «Сухого». Летом минувшего года корпорацию имени Микояна возглавил Илья Тарасенко, ранее работавший в «Гражданских самолетах Сухого». На уровне менеджмента компании уже тесно переплелись друг с другом, причем перевес в сторону «Сухого» очевиден.

Власти обещают, что агрессивного поглощения не будет и оба «истребительных бренда» будут сохранены. Однако эксперты авиационной отрасли опасаются, что в итоге двум легендарным компаниям уже не придется конкурировать друг с другом за госзаказ, как они делали это с 40-х годов прошлого века, и это приведет к ухудшению качества продукции, предполагает «Версия».

Как ранее сообщалось, после смещения Михаила Погосяна на должность генерального директора ОАК руководителем концерна «Ростех» Сергеем Чемезовым был пролоббирован дилетант в авиастроительной области Юрий Слюсарь — ранее работавший музыкальным продюсером сын главы компании «Росвертол». Сергей Чемезов мог также иметь отношение к хищениям 200 млн рублей путем многократной перепродажи одного и того же произведенного на базе РСК «МиГ» оборудования и искусственного завышения его стоимости. Главный подозреваемый по делу Владимир Евдокимов при загадочных обстоятельствах погиб в СИЗО.

Источник: версия