Оригинал этого материала
© «Ведомости»
По требованию «Волга-Днепр», которая потребовала взыскания с Рашида Мурсекаева 4 млн евро, арестованы акции связанных с ним компаний.
Рашид Мурсекаев
Во вторник 31 октября Высокий суд Ирландии постановил наложить арест на активы Мурсекаева в этой стране, сообщили Irish Times и Irish Examiner. По требованию американской компании Volga-Dnepr Unique Air Cargo Inc (входит в группу грузовых перевозчиков «Волга-Днепр» Алексея Исайкина) назначен временный управляющий в три авиализинговые компании: Fastway Leasing, Avion Leasing и City Leasing. Также выбранный группой «Волга-Днепр» юрист будет управлять владельцем двух из этих компаний — ирландской Orpheus Shareholder. Суд также запретил любые операции с долями авиализинговых компаний.
Структура группы «Волга-Днепр» предоставила в долг 4 млн евро немецкой авиакомпании ACG Air Cargo, которая обанкротилась в 2013 г. и не расплатилась. Мурсекаев был поручителем по кредиту. В 2016 г. кредитор взыскал эту сумму в немецких судах, но «Волга-Днепр» не смогла уведомить его об этом решении в Москве, пишут Irish Times и Irish Examiner. Теперь кредитор решил срочно взыскивать долг в Ирландии и арестовывать активы Мурсекаева, так как опасается, что они будут утрачены. «Мурсекаев — беглый российский бизнесмен, обвиняется в России в мошенничестве, его местонахождение неизвестно», — цитируют представителей Volga-Dnepr Unique ирландские газеты.
[«Коммерсант FM«, 01.11.2017, «В Ирландии решают судьбу активов совладельца «ВИМ-Авиа»: Видимо, дублинский суд получил достаточные доказательства того, что и две другие компании связаны с бизнесменом, отметил управляющий партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев: «При обращении в суды Ирландии или Англии необходимо доказать тесную связь ответчика с этими странами.
Смею предположить, что было представлено определенное документальное обоснование того, что это имущество принадлежит ответчику, а именно Рашиду Мурсекаеву. Кроме того, нужно подчеркнуть, что наложение ареста на акции компаний не предполагает того, что ее деятельность автоматически приостанавливается». […]
Вероятно, речь идет об очень крупных финансовых манипуляциях, к которым причастен Рашид Мурсекаев, считает директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин: «€4 млн выглядят как вся сумма сделки, однако она слишком мала для того, чтобы можно было судиться по этому поводу уже четыре года. Вероятно, эта цифра должна вписываться в какую-то более крупную сделку. В 2016 году это дело все-таки дошло до логического завершения, скорее всего, благодаря тому, что структуры «Волги-Днепр«, понимая, что у «ВИМ-Авиа» проблемы, решили его как-то педалировать». — Врезка К.ру]
Владельцы недавно разорившейся «ВИМ-авиа» — супруги Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы — 27 сентября уехали из России. В середине октября Следственный комитет (СКР) возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства «ВИМ-авиа» (ст. 196 Уголовного кодекса, до шести лет лишения свободы): руководители и собственники «ВИМ-авиа» заключали в 2016 и 2017 гг. явно невыгодные для нее сделки, направленные на вывод активов за рубеж в пользу аффилированных организаций, сообщал СКР.
Ирландия — одна из двух основных юрисдикций в мире, где регистрируются гражданские самолеты, дочерние структуры здесь имеют все авиализинговые компании, в том числе российские. Эти лизинговые компании самолеты «ВИМ-авиа» не поставляли, говорят два человека, близких к «ВИМ-авиа» и Минтрансу России.
По данным ресурса корпоративной информации duedil, Fastway Leasing существует с 2005 г., Avion Leasing — с 2008 г., обе компании действующие. Оборот Avion в 2016 г. составил 7,8 млн евро, операционная прибыль — 622 000 евро, дивиденды — 512 000 евро.
Активы компании на конец года оценивались в 8,9 млн евро. У Fastway на конец 2015 г. активы составляли 30,1 млн евро, в том числе 2,1 млн — на счетах. Данных о City Leasing «Ведомостям» найти не удалось.
[«Газета РБК», 02.11.2017, «В Ирландии нашли запасные аэродромы «ВИМ-Авиа»: Avion Leasing Limited была зарегистрирована в 2008 году. У компании два директора — Магнус Торстен и Торстен Олафур Торстейнссон. Fastway Leasing Designated Activity Company работает в Ирландии с 2005 года, у нее также два директора — Алексей Курин и Кристалла Георгиу.
Такая же дата регистрации у City Leasing Designated Activity Company, Курин и Георгиу являются директорами и этой компании. В 2007 году газета РБК писала, что на балансе ирландских лизинговых компаний City Leasing и Fastway Leasing находились четыре используемых «ВИМ-Авиа» самолета.
Согласно отчетности Fastway Leasing, конечным бенефициаром этой компании и City Leasing является Мурсекаев. Также в отчетности говорится, что Fastway Leasing предоставлял займы авиакомпании «ВИМ-Авиа» до €6 млн и имеет текущие обязательства по займам перед банком «Образование», которые были взяты под залог самолетов. — Врезка К.ру]
Топ-менеджер лизинговой компании говорит, что никогда не слышал названий структур Мурсекаева. Но этому может быть объяснение. Ведь в авиализинге часто отдельная структура создается под один самолет. Поэтому, особенно если судно старое, ее активы могут быть невелики, добавляет собеседник. До покупки «ВИМ-авиа» в начале 2000-х гг. Мурсекаев занимался авиализингом и не оставил этот бизнес, рассказали два его знакомых.
У «ВИМ-авиа» в России есть «дочка» «АэроБратск» (аэропорт в Иркутской области с авиационным сертификатом эксплуатанта). Сертификат эксплуатанта самой «ВИМ-авиа» приостановлен с 27 октября. Бизнесмен Борис Карлов хочет возобновить работу «ВИМ-авиа» (или дочернего «АэроБратска») с акцентом на перевозки в Китай и на Дальний Восток. Его план, представленный Минтрансу, предполагает выкуп у Мурсекаева «ВИМ-авиа» или «АэроБратска».
Арестовать и продать активы Мурсекаева в России за немецкий долг будет непросто. Между Россией и Германией нет договора о взаимном признании судебных решений по гражданским делам, говорит старший юрист практики разрешения споров Debevoise & Plimpton Евгений Самойлов. «В практике судов Германии есть примеры признания и исполнения российских судебных решений, но в России почти все попытки признать и исполнить решения государственных судов Германии до сих пор были безуспешными», — добавляет Самойлов.
«Российские активы не могут быть арестованы просто на основании решения иностранного суда. Это решение необходимо легализовать в РФ, заново доказать суду те же факты», — согласна юрист правового департамента Heads Consulting Анастасия Худякова. Временный управляющий ирландских компаний должен будет выявить их активы, определить план погашения задолженности — при этом руководители самих компаний сохранят свои полномочия, управляющий будет действовать независимо от них, добавляет Худякова.
Связаться с Мурсекаевым «Ведомостям» не удалось. Представитель группы «Волга-Днепр» на запрос «Ведомостей» не ответил.