Российско-германская аграрная компания «Эконива» хочет расторгнуть договор, согласно которому «Россельхозбанк» имеет право выкупа доли по номинальной стоимости. Корпоративный конфликт перерос в судебное разбирательтсво. В свою очередь нынешний руководитель банка Борис Листов и экс-председатель правления Дмитрий Патрушев не планируют просто так выпускать из рук крупного производителя.
Есть мнение, что для банка это вполне в порядке вещей. Компании подписывают выгодный для них договор, который обещает им стремительное развитие, но на самом деле соглашение является добровольной сдачей компании в загребущие руки Листова и Патрушева.
В настоящий момент «Эконива» находится на стадии банкротства, компания остановила инвестиционную программу и собирается сокращать штат, чтобы снизить производственные затраты. Чтобы избежать поглощения банком, аграрии могут реализовать 30-50% акций частным инвесторам. Практикой вывода средств в банке занимаются со времен правления Дмитрия Патрушева.
В 2007 году холдинг «Настюша» получил от банка средства под залог элеваторов стоимостью 4,75 млрд рублей. В итоге, «Россельхозбанк» продал заложенные элеваторы всего за 443 млн рублей. Вопрос: а где остальные деньги? — в банке проигнорировали. Между тем, банк активно пользуется поддержкой бюджета, ежегодно в него вкачивают до 50 млрд рублей, которые по не понятным причинам исчезают. Так, за 2019 год чистая прибыль «Россельхозбанка» упала с 10,4 млрд рублей до 4,8 млрд рублей. Рентабельность активов также упала на 57%. Кроме этого, снизились вложения в ценные бумаги банка – их стало меньше на 17,7 млрд рублей.
Вероятно, это можно пропустить мимо, если списки активов банка систематически пополняются новыми жертвами, а распоряжаться ими можно с запредельной неэффективностью.
У Бориса Листова есть советник — первый вице-спикер Совета федерации Александр Торшин. Он был упомянут в свое время входе сбора информации испанскими властями о деятельности Таганской ОПГ, которая действовала на их территории. Они занимались убийствами известных личностей и выводом крупных сумм на заграничные счета. В этих документах Торшин фигурирует вместе с миллиардером Гавриилом Юшваевым. Оттого и советы Листову могут поступать весьма специфические.
Листов владеет недвижимыми активами в Москве и Петербурге. В центре столицы у чиновника есть три квартиры стоимостью около 2 миллиона долларов каждая. В Петербурге на Невском семье Листовых принадлежит четыре квартиры, в этом же доме расположено отделение «Россельхозбанка». Семейство также часто посещает Монако, где у них есть несколько квартир. Одну выставили на продажу за три миллиона евро.