Разлив нефти под Новороссийском произошел по вине главы ПАО «Транснефть» Николая Токарева, а также его коррупционных пешек — главы Новороссийского порта Сергея Киреева и руководителя «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) Николая Горбань. За последние десять лет указанные граждане создали целый ряд схем по выкачиванию бюджетных средств через компании-прокладки через порт и КТК, прикрытие которым вполне официально даёт «Транснефть».
Проблема в том, что КТК — это международный консорциум, и мухлевать с госконтрактами им тяжело из-за международного аудита деятельности компании. Чтобы снизить эту угрозу, Горбань еще несколько лет назад поувольнял всех специалистов от западных партнеров, которые работали в порту и КТК. При этом вопросы безопасности и экологичности шушеру из «Транснефти» совсем не волнуют, были бы бабки.
Практически все крупные компании, в том числе и дочки «Траснефти» («Транснефть-Сервис» и другие), которые работают с КТК в Новороссийском порту, напрямую или окольными путями связаны с Киреевым. Выдавливая конкурентов и пуская пыль в глаза западным партнерам, он добился, что его ручные болонки (ООО «Русбункер», ООО «ГАВ», и другие) практически монополизировали поляну и стригут контракты по начальной — то есть, самой высокой цене.
Разумеется, это не раз становилось предметом интереса ФАС, но влиятельные лоббисты на федеральном уровне раз за разом спасали КТК и порт от крупных штрафов. Последний в размере порядка 9 млрд рублей, был наложен вначале 2021 года, но успешно обжалован.
При таком подходе неудивительно желание Киреева, Горбань, а на самом верху и Токарева скрыть масштабы аварии на Черном море. Одно то, что эти самые масштабы занизили в 400 раз, о чем есть свидетельства, снимки со спутника, говорит о том, что их не просто надо гнать — их надо привлекать к уголовной ответственности. И чем раньше, тем меньше урона понесет репутация нашей страны, как надежного поставщика и транзитёра энергоресурсов.