Дружба с властью за $2 млн: как УВД из дела Голунова и Роспатент связаны с рейдерским захватом в Сибири

В деле экс-совладельца сети кофеен Traveller’s Coffee Анвара Пириева, уличенного в попытке отъема бизнеса, обнаружились указания на его возможные связи с представителями Роспатента, а также местными и столичными силовиками — в том числе из печально известного УВД ЗАО.

Traveler’s Coffee создал американский бизнесмен, который приехал в Россию в девяностых. Их знакомство с азербайджанцем Пириевым состоялось в начале нулевых. Они вдвоем сумели масштабировать бизнес, связанный с обжаркой и продажей кофе, и решили при поддержке зарубежных инвесторов создать отдельную компанию на Кипре. Партнер американца получил в ней долю более чем в 20%. 

В 2014 году Пириев устроил конфликт с партнерами, который закончился мировым соглашением: бизнесмену досталось ООО «Трэвэлерс кофе Москва» с пятью своими кофейнями и 25-ю франчайзинговыми. В 2016-м собственники кипрской сети отказались от договора, так как подконтрольные Пириеву структуры уклонялись от обязательств — в частности, не выплачивали роялти и не согласовывали меню, пишет «Тайга.инфо». 

Для контроля над сетью требовались исключительные права на торговый знак. Менеджеры сети в своих показаниях утверждали, что Пириев прибегнул к рейдерству. Он нашел бывшего номинального директора «старой» столичной организации «Трэвэлерс кофе», которой ранее принадлежал товарный знак. За деньги тот якобы дал согласие на переоформление учредительной документации. 

Также предполагаемый рейдер обратился к управляющему директору Traveler`s Coffee International Limited Алексею Нечаеву с предложением инициировать отчуждение прав на использование знака. Как стало известно следователям, Пириев передал ему 170 тыс. долларов. Роспатент вынес решение в пользу азербайджанского предпринимателя. 

«Тайга.инфо» получила переписку Пириева, где фигурирует человек, указанный в его контактах как «Роман Юрист по товарный знак». Им оказался Роман Захаров, незадолго до конфликта вокруг товарного знака ставший заведующим соответствующего отделения Федерального института промышленной собственности Роспатента. Сейчас, судя по сайту института, он работает на посту замдиректора. «Карта будет понаделник Залатой для тебя без ограничение))))», — говорится, среди, прочего, в переписке (цитаты приводятся дословно) Пириева предположительно с Яной Брутман, которая с уходом Захарова на новую работу заменила его на посту руководителя юридического бюро TM Defence и через которую они с Пириевым вели переговоры.

Потом у Пириева появились проблемы с финансами, но он уверял, что «челавек летит с деньгами». Захаров требует более убедительных аргументов: «Про перелеты и билеты говорить на докладе смешно». Из этой фразы журналисты сделали вывод, что Захаров — не последнее звено в цепи. В конце концов осенью 2016 года Пириев объявляет: «50 перекинул». Потом у них было несколько встреч, в том числе рядом со зданием Роспатента. В переписке Пириева с его приближенным в 2017 году всплывает таблица с расходами, согласно которой «Роман Юрист» должен был получить почти 6 млн рублей. 

В середине 2017 года между Пириевым и Захаровым возникло напряжение: последний был недоволен тем, что предприниматель задействовал другие каналы в его ведомстве и задерживал передачу неких «материалов» (возможно, денег). 

Пириев прислал скриншоты переписки одному из коллег и попросил «пробить» Захарова через «наших людей». «Снова как лоха разводит меня», — предполагал бизнесен. В ответ собеседник прислал ему страницу в «Википедии» о руководителе Роспатента Григории ИвлиевеЗахаровписал Пириеву: «Жду когда меня первый вызовет». Юристы новосибирского «Трэвелерс кофе» обратились в СКР, заподозрив, что в Роспатенте к преступлению мог иметь отношение не только Захаров.

Также юристы обратились в МВД. В заявлении говорится о коррупции в ведомстве с целью захвата бизнеса. Адвокаты указывают фамилии десяти полицейских из УВД по Западному округу столицы, сотрудники которого обвиняются в подбросе наркотиков журналисту Ивану Голунову. В числе прочих юристы подозревают в причастности к коррупции бывшего и. о. руководителя следственного управления УВД Фахри Назирова и главу оперативно-розыскной части антикоррупционного отдела Камала Хачирова.

Задействовать полицию предполагаемые рейдеры решили в рамках плана, предложенного, согласно переписке, экс-главой Traveler’s Coffee International Ltd Нечаевым. Менеджеры из Новосибирска, которые отбивались от атаки, должны были быть привлечены к уголовной ответственности. Пириев попал на прием к высокопоставленному прокурору из ЗАО, и уже два дня спустя появилось первое дело, хотя и без фигурантов. Постановление подписывал Фахри Назиров. Потом было заведено дело о покушении на мошенничество против и. о. гендиректора Traveler’s Coffee Евгения Михиенко. Пятнадцать представителей УВД ЗАО прибыли в Новосибирск на самолете и провели у него обыски. Также они пришли к бывшему финансовому директору кофеен Сергею Михееву. Позднее у него сожгли дачу и автомобиль, в чем обвинили Пириева. Обвиняемыми по этому делу оказались полные тезки двух из понятых, которых привлекали сотрудники полиции. Михиенко оказался под арестом в Москве, но потом был освобожден под залог. В итоге суд не нашел признаков мошенничества. 

Племянник Камала Хачирова получил от Пириева 50% ООО «Трэвэлерс Кофе Кострома». В 2017 году Хачиров с женой летали в Баку. Как следует из переписки бизнесмена с сотрудниками местной туристической компании, отдых более чем за 10 тысяч долларов был организован именно им. Кроме того, со счетов «Трэвэлерс кофе Москва» оплачивали счета супруги Хачирова за услуги по дизайну.

Пириев также покупал билеты в столицу Азербайджана для следователя УВД ЗАО Елены Шикуновой, ее супруга и ребенка. Шикунова заводила дело на Михиенко. Семья остановилась в пятизвездочном отеле.

Согласно «платежной ведомости» из переписки, суммарные расходы Пириева на взаимодействие с власть имущими и посредниками составили порядка 2 млн долларов. 

Пириев был задержан и арестован осенью 2018 года. Ему и четверым предполагаемым подельникам вменяют создание преступной группы для организации поджогов и вымогательства. Установлена также его связь с бывшим оперативником антикоррупционного отдела полиции Новосибирска, которому вменяют незаконный сбор и распространение информации о частной жизни, а также крупную взятку.