Под чутким надзором коррумпированного вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова разваливается петербургский «Метрострой», чтобы завести на его место «Ленметрогипротранс» и «Метрогипротранс». Первая компания известна как проектировщик так и не появившегося Орловского тоннеля, которым занимался First Quantum Partners Виталия Южилина, партнера известного петербургского коммерсанта Ильи Трабера. И, вот сюрприз, именно с возвращением в Северную столицу Соколова, проект тоннеля вновь ожил.
«Метрогипротранс», в свою очередь, контролируется людьми близкими к Роману Абрамовичу. Он на пару с Южилиным захотел контролировать строительств тоннеля, метрополитена и подземных коммуникации в Петербурге. По крайней мере, это могло бы объяснить, почему в обычно спокойном городе на Неве разразился такой резонансный скандал с «Метростроем»: как правило, такие вопросы решаются по-тихому.
Сейчас в «Метрострое» сложилась патовая ситуация: предприятие имеет около 20 млрд рублей долгов, за последние два года там четыре раза менялся руководитель, разгорелся корпоративный конфликт. За всем этим стоит экс-министр транспорта РФ Максим Соколов, который именно для этого и вернулся на работу в Петербург. Ранее он работал на разных должностях в Смольном с 2004 по 2009 год и считается человеком из команды Валентины Матвиенко.
Именно при Матвиенко наиболее близко продвинулись работы по строительству Орловского тоннеля — переправы под Невой. Тогда город заключил концессионный договор с ООО «Невская концессионная компания», контролируемым группой First Quantum, на возведение сооружения. Но в 2012 году контракт был расторгнут, а сейчас вдруг о проекте вновь вспомнили с подачи Соколова.
История с Орловским тоннелем приводит нас прямиком к происходящему сейчас в «Метрострое». Дело в том, что еще в начале нулевых конкурс на проектирование переправы выиграл «Ленметрогипротранс», за которым на деле может стоять сам Виталий Южилин.
Московский «Метрогипротранс» является держателем 8,5% акций предприятия. Москвичи еще в 2019 году предложили приобрести блокирующий или контрольный пакет акций ЛМГТ. Впрочем, акционеры петербургской организации отказались от предложения.
За «Метрогипротрансом» виднеется фигура миллиардера Романа Абрамовича. Дело в том, что президентом и совладельцем организации был Артур Минц, который ранее был близким деловым партнером бизнесмена Абрамовича. Приближенным к миллиардеру считается и совладелец предприятия Валерий Абрамсон.
Ранее подмять «Метрострой» хотел Геннадий Тимченко, но у него появились серьезные соперники — Южилин и Абрамович. И не последнюю роль в этой борьбе может играть вице-губернатор Максим Соколов, который давно на короткой ноге с Южилиным.