Сбербанк и Mail.ru Group готовятся разделить свое совместное предприятие, которое стоит около $1,6 млрд, сообщает Financial Times со ссылкой на три осведомленных источника. По словам двух из них, компании обратились в Кремль за разрешением разделить активы совместного предприятия.
СП в 2020 году потеряло 37,6 млрд руб, став драйверов минусовой EBITDA экосистемы «Сбера», пишет издание. По данным Forbes, один из вариантов раздела активов: «Сберу» достанется «Ситимобил», a Mail.ru Group — компании, связанные с едой и доставкой. Сбербанк и Mail.ru Group создали СП летом 2019 года. Тогда сообщалось, что его стоимость составит 100 млрд руб. От Mail.ru Group в совместное предприятие вошли сервис доставки еды Delivery Club и сервис заказа такси «Ситимобил», от Сбербанка — цифровая платформа для ресторанного рынка FoodPlex. Кроме того, Сбербанк инвестировал в СП 38 млрд руб. В августе 2020 года партнеры инвестировали в него еще 12 млрд руб.
В случае если «развод» будет оформлен, это станет для Сбербанка уже четвертой попыткой партнерства для создания экосистемы — ранее банк уже предпринимал подобные попытки с Alibaba, «Яндексом» и Ozon. Во всех случаях источники называли причиной «развода» несовместимость в «корпоративной ДНК». Если не учитывать по-американски наивную формулировку «обратились в Кремль за разрешением», кто-то явно подает сигналы Герману Грефу, намекая, что пора бы вернуться к своей основной, банковской деятельности.
Что интересно, днем ранее, глава ВТБ Андрей Костин на конференции, посвященной годовому отчету, пустился в пространные рассуждения о рисках «закрытых» экосистем, а также вспомнил печальный опыт Джека Ма, который пытался стать одновременно самым крупным банком и самым крупным игроком в e-commerce, очевидно намекая на более близкий кейс, о котором говорить напрямую было бы не совсем удобно.