Рынок тяжелых магистральных тепловозов при ожидаемом в ближайшее время переделе может перейти в собственность другого олигарха. Основным подрядчиком РЖД является “Трансмашхолдинг” (ТМХ) Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, которая может уступить лидерство “Уральским локомотивам” олигарха Дмитрия Пумпянского. Особое влияние на деятельность РЖД оказывают братья Ротенберги. Главу госкомпании считают их человеком.
Олег Белозеров пожаловался Денису Мантурову, главе Минпромторга, на низкое качество тепловозов ТМХ и комплектующих. Работой сервисной компании, обслуживающей тепловозы, не удовлетворен и глава РЖД. Сегодня российская государственная транспортная монополия закупает 75% локомотивов у ТМХ и 25% у “Синары” Дмитрия Пумпянского, куда входят “Уральские локомотивы”.
Инвестиционная программа РЖД в оду позволит приобрести по 500 локомотивов, в 2025-ом планирует закупить 522. По мнению машиностроителей, такие объемы не достаточны, что означает обострение борьбы за контракты между ТМХ и “Синарой”. Каким может стать противостояние между олигархами, если учесть, что Махмудов может быть связан с Измайловской ОПГ, а Пумпянский – с преступной группировкой “Уралмаш”.
ООО “Локотех-Сервис” (именно к ее деятельности предъявил претензии Олег Белозеров) имеет контракты с ОАО “РЖД” на 2,4 млрд руб. В прошлом году выручка компании составила 72 млрд руб., но компания по неизвестным причинам получила убыток 332 млн руб. Объяснить подобное с точки зрения логики невозможно. АО “Рослокомотив”, которое раскритиковал глава РЖД, имеет контракты с АО “ТД “РЖД” на 153 млрд руб.и с ОАО “РЖД” – на 75,3 млрд руб. Компания может поставлять электровозы с заводов ТМХ. Выручка АО “Рослокомотив” составила 61 млрд руб, прибыль – 8,1 млрд руб. РЖД и ТМХ имеют совместную компанию АО “Скоростные магистрали”, позиционирующую себя международным и междугородним перевозчиком. Она выступала заказчиком в госконтрактах на сумму 20,4 млрд руб., но кому ушла большая часть этих денег неизвестно.
В некоторых СМИ появились публикации, в которых говорится, что конфликт между Белозеровым и Махмудовым мог возникнуть из-за “Кузбассразрезугля”, аффилированного с ТМХ, который пожаловался властям на трудности, связанные с вывозом угля на восток. Проблема дошла до президента Путина, из-за чего РЖД якобы хотела разорвать контракт с ТМХ. Однако имеются основания подозревать, что эту версию используют специально, чтобы не будоражить рынок перед переделом.