На этой неделе режиссеру Кириллу Серебренникову исполнилось сорок восемь лет. Он находится под домашним арестом. Друзья и коллеги поздравляют именинника, но неожиданно его имя звучит и на пресс-конференции в Китае. Путина спрашивают об отношении к этому делу. До того президент старался его не комментировать. И это понятно: следствие только начало работать с документами, свидетелями и задержанными.
кирилл серебренников
Но теперь, судя по всему, уже есть массив доказательной информации. Поэтому Путин на вопрос о Серебренникове отвечает так: «Послушайте, у нас в сфере культуры, так же как и в других областях, правоохранительные органы постоянно занимаются контролем за расходованием государственных средств. У нас, насколько помню — может быть, что-то изменилось, — замдиректора Эрмитажа под следствием находится, замминистра культуры находится под следствием.
И что, теперь всех нужно освободить в силу того, что они работают в сфере культуры? Это же, наверное, странно было бы, правда? Серебренников получал государственные средства. Это говорит о том, что никакой цензуры, никакого давления, ничего не было, просто не давали бы ему государственных денег, вот и дело с концом, если бы хотели ограничить его творческую деятельность. При чем здесь творческая деятельность? Вопрос со стороны следствия только в законности расходования бюджетных средств, и это немаленькие деньги. Если вы посмотрите финансирование, по линии правительства — это где-то 300 миллионов, а по линии московского правительства — где-то 700 миллионов за два-три года, под миллиард. Это приличные деньги.
Если бы Кирилл Серебренников не получал бюджетные деньги — никаких вопросов. Да, нам может не нравиться, например, стилистика начала 90-х, когда глумление над павшими святынями стало обычным делом. У Серебренникова это часто — например, в спектакле «Голая пионерка».
Что такое «Голая пионерка»? Это прочтение порно-сатирического романа Михаила Кононова про Великую Отечественную. Про пионерку, которая поехала на фронт, а там вместо подвига ее якобы пользовали наши солдаты и офицеры. Эту книгу даже в России тех лет не хотели издавать — настолько чудовищно провокационной она показалась. Притом что издавали тогда всё — от Гитлера до маркиза де Сада. Пришлось ее печатать в Германии.
Но мы ведь можем не ходить на такие спектакли, не тратить деньги на билеты. Уже не девяностые, и эти допотопные провокации, казалось бы, трудно продать. Однако получается, что мы все равно тратим наши деньги на это — только через бюджет. Ведь это и наши налоги. Я не госслужащий, и поэтому я могу спокойно сказать: вы не хотите обсуждать творчество? А я хочу. Я хочу, чтобы время от времени социологи опрашивали население — хочет оно, чтобы часть их налогов тратилась на провокации а-ля 90-е или не хочет? А желает, например, отремонтировать пару детских садиков в депрессивных регионах. Вкусовщина? Да. Но это наши деньги. И мы хотим получать за них то, что нравится нам. Пусть это даже тупые юмористические шоу или сентиментальные сериалы. Но это будет хотя бы честно.
Впрочем, мы готовы оставить все разговоры про творчество и перейти на язык сухих цифр. В открытом доступе в СМИ следственных материалов по делу «Гоголь-центра» нет. И это понятно: суда еще не было. Но разве нельзя попытаться найти хоть какие-то зацепки — какие именно вопросы могут быть у следствия? Можно. И мы это сделали. Руководство «Гоголь-центра» пользуется поддержкой многих знаменитых деятелей культуры.
Письма в защиту Кирилла Серебренникова и бывшего генерального продюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского подписывают самые известные люди, не только в России, но и за рубежом. Это вполне понятная цеховая солидарность. И хорошо, что она есть: в творческой среде предательство — вещь обычная. И такая поддержка уже сама по себе вызывает уважение. Но они поддерживают Серебренникова-режиссера, в то время как речь идет о Серебренникове-администраторе. О деятельности, которая не имеет отношения к творчеству. И которая скрыта от посторонних глаз.
И вот сегодня мы представляем вам расследование «Известий» специально для РЕН ТВ, в котором нет ничего про творчество. А только про деньги. Саму суть дела. Причины, по которым оно возникло. А про последствия мы узнаем уже из постановления суда — каким будет его вердикт. Неделю мы пытались разговорить хоть кого-то из фигурантов дела Кирилла Серебренникова. И одна из них после первого телефонного разговора сама настояла на интервью. Татьяна Жирикова — четвертый по счету бухгалтер «Седьмой студии». Театралы ее пригласили для восстановления финансовых документов. Но вся проблема оказалась в том, что исправить то, чего нет, — просто невозможно.
«Было сразу понятно, что эти документы носят характер фирм-однодневок, энное количество вот этих контрагентов было, все договоры были заключены по одному и тому же шаблонному списку, ладно бы, если бы они были хорошо составлены, но люди себя даже не напрягали. Хотя бы грамотно оформить пакет первичных документов под те суммы, которые проходили по банку», — говорит Татьяна.
Здесь коротко необходимо пояснить, что режиссер Кирилл Серебренников, руководитель «Гоголь-центра», вместе с заслуженным работником культуры Юрием Итиным в 2011 году придумали проект «Платформа». Его идеей была популяризация современного искусства. Под это дело создали компанию «Седьмая студия». Управлением «Седьмой студией» вместе с Итиным и Серебренниковым занимался и продюсер Алексей Малобродский. Они и главбух Нина Масляева, по сути, и есть главные фигуранты дела о многомиллионном мошенничестве.
В Минкульте под Серебренникова выделили финансирование 215 миллионов рублей, последний крупный транш подписывала Софья Апфельбаум, сейчас в министерстве не работает. На данный момент следствие располагает подтвержденными данными о хищении 68 миллионов рублей из этих средств, но уже в самое ближайшее время сумма может измениться в большую сторону. Серебренниковым, Итиным, Малобродским и Масляевой похищено могло быть до двух третей от выделенных государством денег.
В мае дело приняло серьезный оборот. Главный бухгалтер Нина Масляева в СИЗО, Серебренников под домашним арестом. Черная касса действительно была основной. И, если белая зарплата Кирилла Серебренникова в «Седьмой студии» была 70 тысяч, в реальности эта цифра равнялась 240 тысячам рублей. Татьяна Жирикова и ее руководитель, чье имя она просила не называть, передали нам эксель-файл. Правда, данные только за один год — удивили мизерные гонорары артистов. Жирикова поясняет, что тут-то цифры реальные, а многократно завышали гонорары и остальные расходы для отчетов в Минкульт.
Интересный документ — сделанная в суде во время ознакомления с делом фотография протокола допроса Ларисы Войкиной, она отвечала за черную бухгалтерию в «Седьмой студии».
«При переезде в здание «Гоголь-центра» Вороновой мне были даны указания уничтожить авансовые отчеты и расходные ордера, то есть черную бухгалтерию, которую я составляла по указанию Малобродского и Вороновой, что мною и было сделано. В процессе уничтожения расходных ордеров сломался шредер, я обратилась к своему знакомому. Мы вывезли документы на машине и сожгли их», — рассказывает Лариса Войкина.
Теперь, в общем-то, понятно, о чем говорила Татьяна Жирикова: восстанавливать то, чего нет в природе, крайне сложно. А это 96 платежек от «Седьмой студии» в две компании-однодневки, или «помойки», как их называют на сленге в бизнес-среде. ООО «Инфостиль» и ООО «Профконсалтинг». По документам, подчиненные Серебренникова и Итина перевели на счета этих фирм почти 30 000 000 рублей. Затем эти две компании перечислили 21 453 070 рублей в ООО «Стар», якобы за бумагу для принтера. Мы не поленились, подняли документы и пересчитали. «Седьмая студия» Серебренникова в 2014 году купила столько бумаги, сколько хватило бы всему Министерству культуры Российской Федерации на 10 лет. Впечатляет, правда?
Ничуть не меньшее впечатление производит допрос главбуха Нины Масляевой.
«Серебренников и Итин пригласили меня специально для организации хищения денежных средств. С 2012 по 2014 год Итин, Серебренников и Малобродский с моей помощью производили обналичивание денежных средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию проекта «Платформа» на основании фиктивных договоров с подконтрольными им юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями», — говорит Нина Масляева.
И здесь важная деталь: Нина Масляева судима, в Брянске, срок условный за такие же махинации. Зачем тогда Серебренников пригласил ее на свой новый проект? И, кстати, около 20 000 000 рублей театралы обналичили через вот этого человека — Валерий Синельников, актер. С Ниной Масляевой Синельников знаком еще с Брянска. Их связывают более крепкие чувства, нежели дружба. Об этом в «Седьмой студии», со слов Татьяны Жириковой, шептались многие. Сейчас Синельников в буквальном смысле скрывается от журналистов.
Но вот его показания. «До 2014 года я по описанной мной выше схеме подписывал формальные контракты с АНО «Седьмая студия», мне переводили в соответствии с ними денежные средства, я в свою очередь снимал их с расчетного счета, привозил в г. Москву. Всего за указанный период я заключил с АНО «Седьмая студия» около 15–17 (примерно по пять контрактов в год) фиктивных контрактов, по которым я получал и обналичивал денежные средства, которые передавал Масляевой Н.Л. При этом я не оказывал никаких услуг для АНО «Седьмая студия». Всего таким образом через мой расчетный счет за период с конца 2011 года по 2014 год прошло около 15 000 000 — 20 000 000 руб.», — говорит Синельников.
Синельников из всех этих людей, наверное, наиболее честный, сам пишет в показаниях: брал себе за обналичивание 8%, платил налоги, остальное отвозил в Москву. А вот эти документы своего рода эксклюзив, переданы нам теми, кто сейчас также находится под следствием по делу «Седьмой студии» и очень боится за свою дальнейшую судьбу. Договор купли-продажи квартиры в Берлине, покупатель — Кирилл Серебренников, сумма сделки — 300 000 евро. С учетом денег, похищенных в «Седьмой студии», 21 000 000 рублей за жилые метры в Европе — это не так много. 23 августа главред «Эха Москвы» заявил, что почти 90% театральных деятелей формально должны заниматься мошенничеством, чтобы получить деньги от Минкульта, которые выплачиваются в соответствии с 44-м федеральным законом по предъявлении работ. Получилась такая явка с повинной сразу для всех или это опять попытка давно практикующего журналиста повысить цитируемость?
Мы попытались спросить Евгения Миронова, обналичивал ли он по черной схеме полученные не так давно от Минкульта 280 000 000 рублей или Венедиктов все это выдумал?
«Я не буду отвечать на ваши вопросы, я вообще болею, я людей приехал поздравить», — заявил актер.
Более многословным оказался Марк Захаров. По словам режиссера, для театрального мира никаких неудобств 44-й федеральный закон о госзакупках не представляет и никаких фирм-однодневок не требуется.
«У нас есть спонсорская компания. «Кулиса» она называется. Наши друзья, господа Янкловичи, Марк Крол. Они дают нам стартовый капитал. Они следят, финансируют все наши затраты на аппаратуру, на костюмы, на декорации, на постановку. И потом они эти деньги как-то возмещают, всех точно механизмов бухгалтерских я не знаю. Но у нас никаких претензий к этой структуре нет», — рассказал Захаров.
Что касается политизированности дела «Седьмой студии», то этот параметр зашкаливает. Да, у Кирилла Серебренникова действительно особый взгляд на искусство, его любили, ругали и ненавидели. Но и режиссер Учитель недавно попал под гнев определенной категории граждан. Или вот, например, директор легендарной Третьяковки, Зульфира Трегулова, она ведь одной из первых встала на защиту Серебренникова. Вот прямо сейчас в государственной галерее идет такой абсолютно непонятный большинству — даже не знаешь, как и назвать — то ли перформанс, то ли выступление.
Лежат люди на полу, или по одиночке, или парами, изображая половой акт. Съемки запрещены, широкой рекламы нет. Ну никто же ей претензии не предъявляет, по крайней мере, пока не обнаружены финансовые нарушения. А в случае если это произойдет — тогда, согласитесь, соблазн назвать интерес следователей и налоговых инспекторов политически мотивированным будет очень велик. И, главное, в это поверят, ну, по крайней мере, посетители выставки точно.
Дело режиссера Кирилла Серебренникова не сходит с первых полос. Каждая новость, каждый новый поворот, каждый новый свидетель. Все это вызывает очень острую реакцию, особенно в театральной среде. Неудивительно, что сами фигуранты дела пытаются сместить фокус информационной картины вокруг дела «Седьмой студии» из криминальной плоскости в политику. И уже слишком очевидно, что для них это единственно выгодная линия защиты.