Пять лет назад, в 2012 году жители поселка Роза обратились к Владимиру Путину, тогда премьер-министру, с просьбой о помощи в расселении. Дело в том, что данный поселок находится на краю Коркинского разреза, котлован которого с каждым днем разрушается, и периодические обвалы и возгорания угля ставят жителей поселка в невыносимые условия проживания, граничащие со смертельной опасностью.
Коркинский разрез и одноименная шахта разрабатывались «Челябинской угольной компанией» (ОАО ЧУК), а до частной собственности здесь активно вело свою деятельность государство. Но после приватизации у месторождения появились частные разработчики, в том числе и ОАО «ЧУК» Константина Струкова, которое занялось добычей угля еще в конце 90-х годов. К 2010 году запасы угля поисчерпались, и компания должна была провести рекультивацию земель и взять на себя расходы по переселению жителей поселка, который по всем меркам можно считать аварийным.
Но этого не случилось, и жители были вынуждены обратиться к президенту. В начале февраля 2012 года Владимир Путин, будучи премьер-министром, посетил разрушающийся поселок Роза. Причем вместе с делегацией дошел сюда пешком, прямо со смотровой площадки карьера, так как поселок располагается всего в 300 метрах от разреза.
В поселке делегация отметила аварийные здания, стены которых разрушались от постоянных взрывов горной породы во время ведения добычи. У пенсионерки Любови Ветровой стена дома вообще в любой момент могла рухнуть, заметили тогда чиновники. Увиденное оказало на Владимира Путина сильное впечатление. И он распорядился выделить 4 миллиарда рублей на переселение жителей аварийного поселка. Еще один миллиард на это благое дело пообещал выдать Константин Струков, как владелец предприятия, которое вело здесь горные работы.
Однако как показало время, слова премьер-министра, а теперь и президента не особо дошли до руководства компании. До сих пор «Челябинская угольная компания» не принимает участия в финансировании расселения жителей, поэтому часть семей и сейчас живет в опасном поселке Роза. Не получив обещанного жилья, эти люди добиваются уже хотя бы рекультивации Коркинского разреза.
Зато господин Струков за это время стал главой Комитета по экологии и природопользованию ЗСО Челябинской области. В этой должности он пытается поднять вопрос о возобновлении государственной программы «Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба». В свою очередь эта программа стала частью другой программы «Охрана окружающей среды». Таким образом, если все будет утверждено на уровне власти, то рекультивация будет осуществляться не за счет денег компании, которая вела здесь разработку, и получала прибыль от добычи угля, а за счет денег налогоплательщиков. А для рекультивации по оценкам специалистов потребуется около 35 миллиардов рублей.
Забастовка шахтеров
Все бы ничего, подобные схемы уже имеют жизнь в России. Да дело в том, что эти десятки миллиардов на рекультивацию ложатся на плечи простых рабочих — налогоплательщиков. А вот с такими простыми людьми у Константина Струкова напряженные отношения — его предприятие «Южуралзолото» (ЮГК) в Забайкальском крае многие месяцы не платит рабочим заработную плату, а спецодежду рабочие вынуждены покупать сами. Шахтеры уже не выдерживают подобной ситуации, и 17 мая бригада рабочих, спустившаяся в шахту отказалась подниматься на поверхность. А это более 80 человек. Для того, чтобы заставить шахтеров выйти на поверхность, в шахте отключили энергию и систему подачи воздуха. Но это не помогло, люди продолжали находиться под землей.
Для решения этой ситуации уже 18 мая к горнякам в шахту спустились полпред президента в СФО Сергей Меняйло и губернатор Забайкальского края Наталья Жданова. Сам Константин Струков, президент холдинга «Южуралзолото» и по совместительству депутат Заксобрания Челябинской области эту забастовку просто проигнорировал. Но эффект был достигнут, и вечером того же дня холдинг все-таки перевел в фонд зарплат 14 миллионов рублей.
Почему не платили заработанные деньги людям раньше, вопрос остается открытым. Ведь за тот же прошлый год компания получила прибыль 6,9 миллиардов рублей. Но большинство из этих денег ушли в кипрский офшор UGOLD Limited, которому принадлежало 99% акций ЮГК. Сейчас Струков сократил долю UGOLD Limited до 5%.
Дивиденды и закрытие
Но если шахтерам не платили законно заработанных денег, когда компания получала прибыль, то акционеры получали дивиденды даже в годы убытков. В 2014 году холдинг зафиксировал убытки на 3,6 миллиардов рублей. Но это не помешало выплатить дивиденды сразу за три года акционерам, то есть Константину Струкову.
Когда шахтеры еще продолжали бастовать, Константин Струков неожиданно для всех заявил о закрытии шахты. «Принято решение о закрытии предприятия как убыточного. Все горные работы будут прекращены. Задолженности по зарплате нет», — процитировала помощник президента УК «ЮГК» Наталья Мартыненко слова президента ООО «УК ЮГК» Константина Струкова.
Она уточнила, что бастующим на три дня задержали выплату аванса. Между тем в пресс-службе прокуратуры Забайкальского края сообщали, что срок выплаты заработной платы 820 работникам организации за апрель 2017 года истек 15 мая и до сих пор она не была выплачена. Работники также требовали пересмотреть коэффициент трудового участия (КТУ) за апрель. Задолженность по зарплате перед 873 работниками Дарасунского рудника составляла 16 419 850 руб., сообщил информированный источник. Он уточнил, что это зарплата за апрель, ее задержали на два дня.
Вопрос с закрытием шахты оказался головной болью для Забайкалья. Это оставит без работы большое количество людей, и не только работающих здесь вахтовым методом, но и жителей Вершино-Дарасунского поселка. Поэтому было найдено опять же неожиданное решение, региональная власть, не желающая подобного исхода была вынуждена заявить, что шахта продолжит работать, и в данный момент предприятие Струкова готовится к продаже. Таким образом вместо затрат на законсервирование производственного объекта, Константин Струков получит финансы за его продажу. Все это с одобрения местных властей, которые просто вынуждены в этой ситуации не закрывать работающее предприятие, дающее людям работу.
Проблемное предприятие
А избавиться от этого актива есть еще от чего — Пластский городской суд Челябинской области просто погряз в исках о выплате заработной платы к «Южуралзолоту». С предприятия не могут взяскать долги и партнеры. Также нарушены условия безопасности и на самом промышленном объекте, что порой приводит к гибели рабочих.
У природоохранной прокуратуры Магнитогорска тоже имеются сведения о нарушении законов со стороны «Южуралзолото». Например, проблема все того же загрязнения — свалка отходов 4-го класса опасности, изменение русла реки Черной. В 2013 году предприятие сбросило высокотоксичные вещества в реку Курасан. Это привело к массовой гибели рыбы. Штраф правда составил за это всего 35 тысяч рублей.
То, что шахты Струкова принадлежат офшорам, давно не секрет. Компании, которые обслуживали Коркинский разрез, принадлежали кипрской Carintia Properties Limited. У этой компании те же самые секретарь и директор, что и у Ugold Limited.
К разработкам в Коркинском разрезе было много вопросов: это и вредные выбросы в атмосферу, и бесконечные пожары, и нарушение условий труда. В 2009 году ОАО «ЧУК» потеряло контракт с «Южноуральской ГРЭС» из-за низкого качества угля. Деньги перенаправили в это русло: шахтеры получили зарплату в три раза меньше обычной.
В апреле 2009 года на шахте «Коркинская» прогремел взрыв из-за вспышки метана. Пострадали четыре человека, двое из них получили тяжелые ожоги. Росприроднадзор установил, что аварии можно было бы избежать, если бы руководство шахты соблюдало все необходимые требования безопасности.
«Вы вообще представляете эту работу? Мы ведь не в пекарне работаем, не булки печем, это высокорисковое производство, с высокой степенью опасности. И кто туда спускается — он действительно каждый день жизнью рискует. И шахтеры это понимают», — заявил тогда Константин Струков.
В ноябре 2012 года на шахте снова произошла авария, пострадал один человек. А в мае 2013 года произошел обвал горной породы. Под завалами оказались шестеро шахтеров, из них двое погибли. После этого Челябинский арбитражный суд признал «Челябинскую угольную компанию» банкротом. Судебные разбирательства тянулись до 2015 года. Потом долги компании «исчезли», все встало на свои места.
17 апреля 2017 года Ростехнадзор опубликовал результаты проверки АО «Челябинская угольная компания». Результаты были неутешительными.
«В ходе проведения проверки выявлено 121 нарушение соблюдения обязательных требований законодательных, нормативных правовых и нормативных технических документов в области промышленной безопасности и в области безопасности гидротехнических сооружений», — говорится в выводах Ростехнадзора.
Инциденты случались и в других шахтах, принадлежащих «Южуралзолоту»: в 2013 году при обрушении шахты погиб рабочий. Трудовая инспекция на время запретила вести работы на опасном участке.
«По предварительной информации, в течение 2012 года на предприятии было скрыто шесть фактов получения рабочими телесных травм и повреждений. В настоящее время устанавливаются все обстоятельства произошедшего», — говорилось в сообщении СК после инцидента.
В ноябре 2015 года под завалами погибли двое горняков. В июне 2016 года во время бурения вновь произошел обвал горных пород, один человек погиб.
Константин Струков
Константин Струков — долларовый миллионер: в списке богатейших бизнесменов России 2017 года по версии Forbes он занимает 108 место. Журнал оценивает его состояние в $950 млн.
Согласно базе «Контур.Фокус», Константин Струков также участвовал в шести организациях. Он учредил ПАО «Коммунаровский рудник» в Хакасии, ООО «Челябинский камнеобрабатывающий завод» (ликвидировано в 2014 году), ООО «Кузбассполиметалл» (ликвидировано в 2008 году), был представителем ООО «Артель старателей «Прииск Дражный». Кроме этого, он значится учредителем ставропольской «Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого дня» и челябинского некоммерческого фонда «Возрождение».
Кроме бизнеса Струков занимается политикой. В первый раз он избрался депутатом в Законодательное собрание Челябинской области в 2000 году. В 2016 году был кандидатом в Госдуму VII созыва. В местных праймериз «Единой России» занял второе место, но отказался от дальнейшего участия в выборах, приняв предложение председателя Заксобрания Владимира Мякуша стать вице-спикером регионального парламента.
Раньше такой должности не существовало: ее ввели специально для Струкова. Никого не смущает, что президент «Южуралзолото Группа Компаний» — влиятельный бизнесмен, директор крупного «грязного» производства в парламенте занимается вопросами экологии, промышленной политики и транспорта.
Согласно декларации за 2016 год, доход Константина Струкова составил 351,9 млн рублей, его жены — 200 тыс. рублей. Супругам принадлежит больше 860 тыс. кв. метров недвижимости, среди них 21 земельный участок, три жилых дома, квартира, два нежилых здания и семь объектов незавершенного строительства. Также они владеют тремя автомобилями: Porsche Cayenne, Mersedes S500, Mersedes ML.
Согласно официальной биографии, у Струкова двое детей. Дочь — Валерия Струкова — в сентябре 2016 года дала короткое интервью журналу Tatler в рубрике «Малышка на миллион». В нем 15-летняя Струкова рассказала, что пару лет назад вернулась из Швейцарии и теперь учится в школе «Мир знаний» (стоимость обучения в старших классах — 950 тыс. рублей за год), мечтает поступить в Йель, Кембридж или в МГУ «на экономический».
«Папа подарил мне музыкальную студию в башне «Империя» в Сити, где я в свободное время играю на фортепиано и пою», — рассказала наследница миллионера.
Валерия Струкова записала несколько видеоклипов под псевдонимом Валерия Эванс. Все они выложены в канале Sound Revolution — ООО «Саунд Эволюшн», зарегистрированного по «массовому» адресу в Москве. Генеральный директор — Дмитрий Бобков, принадлежит звукозаписывающая студия Елене Алмаевой.