Ввиду острого дефицита денег в стране в правительстве задумались, как бы сделать Россию мировой туристической державой. Была даже одобрена программа, а точнее стратегия развития отрасли, которая обещает реализовать планы чиновников по росту посещаемости туристов со всех уголков мира до 2035 года. Для осуществления столь грандиозных целей из бюджета готовятся выделить большую сумму. Вот только утвержденный план действий у многих экспертов вызывает сомнения: документ имеет лишь посредственное отношение к заявленному развитию отрасли.
Автором инициативы стал министр развития экономики Максим Орешкин. По его словам, дорожная карта включает системные меры, которые подразумевают:
- Изменение законодательства по части налогообложения;
- Льготное кредитование бизнеса (тут подразумевается послабление нагрузки для тех, кто занимается строительством новых объектов туристской инфраструктуры, в т.ч. отелей);
- Определение конкретных туристических направлений;
- Инвестиции в инфраструктуру.
Такое заявление из уст Орешкина прозвучало так, словно Минэкономразвития только-только начало мыслить в направлении, где именно туристическая инфраструктура нуждается в модернизации. Однако, напомним, в период в стране работала Федеральная целевая программа, которая должна была уже к концу срока обеспечить развитие туризма, как внешнего, так и выездного. Теперь же оказывается, что из бюджета требуются дополнительные инвестиции, причем немалого размера – 21 миллиард рублей. Эти деньги правительство выделяет, так сказать, чтобы закрепить успех прошлой программы.
Медведи, водка и вечные морозы
Как удивительно не звучит, но за границей, несмотря на 21 век на дворе, в СМИ как проскальзывали шутки о русских медведях, водке и зиме, так и продолжают. Далеко ходить не нужно: даже в преддверии ЧМ-2018 иностранцы боялись ехать в РФ из-за устаревших мировоззрений.
Впрочем, винить их в этом трудно, ведь с российской стороны не предпринимается ровным счетом никаких попыток, чтобы изменить ситуацию и просветить мир о том, как и чем страна живет сегодня. Потенциальным туристам из других государств попросту неоткуда черпать достоверную информацию.
В чиновничьих рядах эта проблема известна. Так, недавно заместитель главы Ростуризма Николай Королев рассказывал о планах ведомства, в которые входят затраты в 2,2 миллиарда в национальной валюте на рекламирование России для иностранных туристов. Еще около 1,4 миллиарда намереваются потратить на организацию тематических выставок и форумов международного значения. Возможно, Ростуризм позабыл, что формально такие мероприятия проводятся с 2011 года. Их результат на лицо: 66 процентов выездного потока туристов, как и прежде, приходится на Москву и Северную Столицу России город Санкт-Петербург. Путешественники зачастую даже не знают, что в РФ есть и другие достойные места, которые стоило бы посетить. В редких случаях странники доезжают до Черноморского побережья или путешествуют в рамках Золотого кольца.
Много денег, мало толку
По оценкам аналитиков, туризм – одна из трех наиболее перспективных и прибыльных сфер. Опережают отрасль в этом только хим- и топливная промышленность. По этому принципу живет весь мир, но только не Россия.
В 2018 году чиновники радостно констатировали увеличившийся поток туристов в страну благодаря проведенному Чемпионату по футболу. Впрочем, немногие осмеливались говорить о том, что мероприятие, с точки зрения финансовой отдачи, было скорее убыточным для бюджета, нежели принесло пользу. Затраты превысили 14 миллиардов долларов, вернулось – только 6,1.
Правде в глаза посмотрел Константин Поздняков, который в одном из интервью заявлял о том, что была реальная возможность создать хорошие условия для того, чтобы турпоток привлекался в РФ и в будущем. Но мало кто из иностранцев будет стремиться вернуться в страну, так как легенды о баснословном ценообразовании существенно подпортили местную репутацию.
Естественно, такую тенденцию представителей туристического бизнеса можно объяснить: мероприятия подобного масштаба для России – редкость, соответственно, все, кто мог заработать в период ЧМ, стремились не упустить шанс, благоразумно осознавая: второй такой появится не скоро.
Что нужно делать для развития отрасли, в Ростуризме знают. На это планово выделяются большие средства из казны, однако сдвигов, как не было, так и не происходит. В который раз ведомство заявило о готовности продвинуть российский туристский бренд на мировой арене, сотрудничать с представителями отрасли, инвестировать… Планы у чиновников грандиозные, деньги на их реализацию льются рекой. А с вопросом эффективности все по-прежнему плохо.