Рейдерская атака на транспортную артерию нефтяников началась с молчаливого согласия губернатора и прокурора.
ситников
На имя Дмитрия Медведева и Юрия Чайки направлен ряд обращений от руководства ямальских нефтяных компаний. Главной темой заявлений стал рейдерский захват моста. Точнее, крупнейшей в регионе переправы к нефтегазовым месторождениям «Роснефти» и «Газпрома». Рейдеры привлекли на свою сторону столичных пиарщиков и используют депутата государственной думы.
Предыстория конфликта
Наплавная переправа через реку Пур, состоящая из девяти барж, была построена в 2002 году по инициативе собственника компании «Рост нефти и газа» Олега Ситникова. Параллельно функционировала понтонная переправа компании «ЯмбургТрансСервис», считающейся близкой властям региона, которая располагается всего в 200 метрах от переправы «Роснефтегаза».
В 2013 году глава «Роснефтегаза» Олег Ситников выступил с инициативой строительства капитального моста, но в результате компания столкнулась с атакой правоохранительных и проверяющих органов, а сам Ситников стал жертвой покушения в собственном доме. Пережив нападение, попытку банкротства и более 600 проверок различных ведомств, он отказался от идеи строительства моста и переуступил действующую переправу компании «Мистраль».
В нынешнем году конфликт вышел на новый виток. Минувшим летом сотрудники «ЯмбургТрансСервиса» при поддержке полиции установили знаки, запрещающие проезд к переправе, а затем попросту перекрыли дорогу бетонными блоками. Когда скандал вышел на федеральный уровень, бетонные блоки и запрещающие знаки убрали. После этого сотрудники полиции изменили метод работы. Они стали впускать машины на переправу, но на другой ее стороне начали останавливать и штрафовать водителей под разными предлогами. Этим дело не ограничилось.
Мост в заложниках
11 июля 2017 г. вооруженные люди, прикрываясь решением Арбитражного суда ЯНАО от 2011 г. о демонтаже понтонного моста на 254-м км реки Пур, без лишних церемоний захватили баржи, из которых состоял наплавной мост, и отбуксировали ни много ни мало за 150 километров — на 402-й километр. И этом несмотря на то, что мост находился на 252-м километре и принадлежал совсем другой организации.
В качестве продолжения администрация поселка Уренгой отключила от газоснабжения производственную базу с жилым городком, где проживают люди, работающие на переправе и на Южно-Яро-Яхинском месторождении.
В результате 100 человек остались без тепла при минусовой температуре(заморозки на Ямале начинаются рано — в конце августа).
Несмотря на то, что судебным Управлением Федеральной службы судебных приставов по ЯНАО было выписано Предупреждение о возврате и приеме барж, компании-собственнику так и не удалось получить баржи обратно. При попытке 23 октября забрать баржи с импровизированной штрафстоянки сотрудники компании, пришедшие на двух судах, столкнулись с неизвестными вооруженными людьми в форме казаков. Они стали угрожать представителям собственника физической расправой, в том числе, обещали скинуть за борт, утопить и перестрелять. В подтверждение серьезности намерений ряженые казаки предъявили договор с районной администрацией об оказании услуг на безвозмездной основе. Такие бескорыстные охранники в папахах и шароварах с лампасами — гордость и доблесть Северного Урала.
Самое интересное, что эта сцена разыгрывалась в присутствии представителей Пуровской районной администрации, которые тоже оказались на захваченных баржах и морально поддерживали угрозы неизвестных «казаков».
После этого работники полиции увезли трех представителей собственника в отделение, где сняли у них отпечатки пальцев, произвели освидетельствование на алкогольное опьянение и опрос без присутствия адвоката.
Параллельно неизвестные в казачьей форме пытались незаконно проникнуть на борт судна «Роснефтегаза», устанавливая там собственный трап.
В итоге всей этой перепалки представителям собственника удалось забрать одну баржу из девяти. Но судно «Юганск-2», которое осуществляло буксировку баржи, было подтоплено. Буксир затонул и закрыл фарватерную часть реки, что сделало буксировку остальных барж невозможной физически. Экипаж буксира спасся чудом, его эвакуировали буквально в последний момент со стремительно тонущего судна. Люди даже не успели забрать собственные документы.
Стоит добавить, что районные власти нашли довольно остроумное прикрытие для ликвидации переправы. Землю, прилегающую к переправе и дороге, просуществовавшей до того 50 лет, администрация определила как… пляж, и это на крайнем севере, причем пляж, по мнению чиновников, должен был располагаться перпендикулярно реке. Попутно пострадала еще одна компания — ООО «Криоген», которой «пляжем» перекрыли доступ к объекту собственности — кислородной станции.
Аварии на мосту как бонус для населения
В результате всех пертурбаций с мостом в районе осталась единственная рабочая переправа, принадлежащая компании «ЯмбургТрансСервис». Но вся проблема в том, что ее грузоподъемность гораздо ниже. Так, по ней невозможен проезд тяжелой техники массой более 60 тонн. Кроме того, она реверсивная, в то время как переправа «Магистрали» была с двухсторонним движением. Кроме того, после ликвидации переправы «Магистрали» она оказалась перегружена, на ней выстраиваются километровые пробки, а также почти ежедневно происходят аварии.
Так, 16 сентября на переправе произошел разрыв понтонов, в результате этой аварии пострадал ребенок, а автомобиль теперь не подлежит восстановлению. Материалы по проверке обстоятельств инцидента до сих пор находятся в СК, уголовное дело так и не возбуждено.
Первого октября произошел новый разрыв понтонов, в результате чего попал в аварию грузовой автомобиль. Этот инцидент был скрыт от общественности и не попал в официальные сводки происшествий.
Пятого октября произошла очередная авария. Снова разрыв понтонов. На сей раз грузовой автомобиль опрокинулся в реку. В результате затонул контейнер с товаром. Кроме того, имеется информация, что при аварии погибла пассажирка автомобиля, но это происшествие до сих пор укрывается собственниками компании при поддержке властей.
Заказ на начало процедуры ликвидации неугодной компании.
Захват моста или компании?
Зато столичные пиарщики сообщили ПАСМИ о получении техзадания с Ямала. Вот его текст: «цель нашего проекта — ликвидировать на территории ЯНАО одиозный, пришедший из 90-х, криминальный бизнес корпорации «Роснефтегаз» по производству и сбыту контрафактного топлива, основанный на многочисленных преступлениях…».
Также целью проекта обозначено «организовать в том или ином виде начало процедуры ликвидации всей группы компаний или головной компании (что повлечет разрушение системы криминального бизнеса)».
Таким образом, исчезают все сомнения, что история с захватом переправы является частью спланированной атаки на бизнес корпорации «Роснефтегаз» и Олега Ситникова, и происходит в тесной координации с властями ЯНАО и местными правоохранительными органами. Очевидно, что эти события находятся в связке с попыткой незаконного банкротства компании, с многочисленными проверками прокуратуры и налоговой инспекции, а также с покушением на Олега Ситникова, произошедшим четыре года назад. Впрочем, если скептически отнестись к такого рода «заданиям» для пиарщиков, и предположить, что вовсе не развал «Роснефтегаза» нужен рейдерам, то можно предположить, что их цель — месторождения «Роснефти» и «Газпрома», которые как раз и находятся на том берегу реки Пур. Именно «Роснефть» в результате конфликта с переправой не смогла перевести на ту сторону 60-тонный трансформатор и понесла серьезные убытки.
В этой истории среди таких компаний как «Роснефть», «Газпром», «Роснефтегаз», остается в тени, пожалуй, крупнейшей региональный игрок добывающей отрасли — «Новатек» Леонида Михельсона. Впрочем, это и не удивительно. Именно бизнесу Мехильсона губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин создает условия максимального благоприятствования. Согласитесь, странно, для одних перекрывается единственная транспортная артерия к месторождениям, а с другими подписываются многомиллиардные контракты. Такая сегодня инвестиционная политика на Ямале.
Ответ депутату Госдумы В.А. Пушкареву
В этой статье необходимо также отметить, что недавно в Следственный комитет был подан запрос депутата Госдумы В.А. Пушкарева «о проверке незаконной деятельности Олега Ситникова». В ответ представитель СК информирует депутата, что по итогам проведенной проверки было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Иначе говоря, нарушений в работе компании Следственный комитет не нашел.
Впрочем, господин Пушкарев на этом не успокоился и начал писать новые запросы. Видимо заинтересован в этом деле сильно, да и отрабатывать нужно кресло в Госдуме. Хотя, сейчас речь не о нем — с Владимиром Пушкаревым вы встретитесь на страницах нашего издания несколько позже…
Неутешительные итоги
Что получается в сухом остатке? Сотни предприятий и тысячи жителей фактически лишились доступа к местам проживания и производственной деятельности. За два месяца, прошедшие после ликвидации переправы, было подано более 100 заявлений во всевозможные инстанции. Более того, имеется даже постановление суда, свидетельствующее о том, что изъятие барж было произведено незаконно и они подлежат возврату собственнику. Нарушено транспортное сообщение крупнейших добывающих компаний страны — бюджетообразующих компаний, заметьте.
Но все жалобы торпедируются по кругу — из Генеральной прокуратуры в окружную, оттуда в районную, а воз, то есть баржи, и ныне там. На решение суда и вовсе никто не обращает внимания. Таковы особенности правоохранительной системы и делового климата в Ямало-Ненецком округе. Более того, круговая порука прокурор-губернатор, сложившаяся на Ямале, раз за разом доказывает, что ямальские синие мундиры уже давно стоят на защите частных интересов и распоряжения генерального прокурора Юрия Чайки им не указ. Особенно это становится очевидным, когда читаешь очередные новости о совместной рыбалке прокурора и губернатора ЯНАО в заповеднике «Таймырский».
Источник: ПАСМИ