Еще не улеглись толки вокруг ареста руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебрянникова, как в столице разгорелся новый коррупционный скандал. На этот раз в центре внимания российских СМИ оказался бывший замминистра культуры Григорий Пирумов.
Главный фигурант дела с четырьмя подельниками обвиняется в хищении бюджетных денегв размере более 160 миллионов рублей, выделенных на реставрацию памятников древнерусской архитектуры. К слову, эта сумма составила около половины всех средств, направленных в регионы на реконструкцию исторических объектов культуры, согласно распоряжению премьер-министр в конце августа этого года.
Пирумов
Следствию доподлинно известна коррупционная схема, которой воспользовались мошенники. Пирумови приспешники заключили контракты о реставрации с рядом аффилированных структур,завысив стоимость оказания их услуг на четверть. Самую большую «выручку» обвиняемым удалось освоить на работах по возвращению исконного облика архитектурному ансамблю «Изборск». Однако немало обогатились чиновники и на реставрации Псковского драмтеатра, Новодевичьего монастыря, монастыря Иоанна Предтечи в Москве, музея космонавтики и крепости Фридриха Великого в Калининградской области.
«Дело реставраторов» уже называют самым масштабным в истории современной России, что само по себе является достаточным основанием для проявления всевозможных форм народныхпротестов. Стоит ли говорить о том недоумении и возмущении, которые всколыхнули массы после освобождения Пирумова и компании прямо из зала суда, несмотря на то, что они полностью признали свою вину. Возмутительными кажутся доводы следствия о погашении государственной «задолженности» обвиняемыми.
К сожалению, зачастую столь громкой огласке придаются лишь те уголовные дела, в которых оказываются замешанными известные федеральные чиновники, тогда как ежегодно гораздо больше миллиардов оседает в карманах многочисленных российских госслужащих культурных организаций. В результате крупнейшие театры и музыкальные холлы страны долгие годы не удается оснастить современными технологиями звуковой обработки, а столичный зритель, заплатив за билет 10 тысяч рублей и больше, вынужден сидеть в истертом и сломанном кресле.
Так, некоторое время назад департамент культуры обвинил в нецелевой растрате бюджетных средств руководство Московского международного дома музыки. В то время как Сергей Тимощук (на тот момент генеральный директор учреждения) раскатывал с артистами по столице в автомобиле представительского класса BMW 750LixDrive, в зрительном зале сыпалась штукатурка, во время концерта не работала иллюминация, а коллектив получал зарплату явно ниже той, которая полагается сотрудниками одного из крупнейших концертных залов мира.
«Директор – городской служащий, назначенный в Дом музыки – заработал коммерческие деньги? Так отремонтируйте зал, купите лампочки, увеличьте зарплату коллективу или билеты на эти деньги купите, чтобы школьники бесплатно сходили на концерт», — возмущался тогда глава департамента культуры столицы Сергей Капков. Особая мутная роль в судьбе Московского дома музыки отводится Ольге Лякиной, которая долгое время работала заместителем директора учреждения по вопросам координации и планирования концертной деятельности.
Лякина
Поклонники отечественной школы органистов до сих пор не могут простить госпоже Лякиной отсутствие их кумиров в списке участников Международного фестиваля органной музыки, который состоялся в камерном зале Московского дома музыки.«Все исполнители воспринимают наш орган как концертный инструмент с огромными драматургическими возможностями, поэтому программы очень разнообразны — в них есть все: от музыки барокко до произведений конца XX века»,- говорила тогда Лякина.
Возможно, из перечисленного, действительно, было все, но так и не появилось ни одного имени российского исполнителя, вопреки активному обсуждению ситуации в СМИ и недовольству москвичей. В то же время, не поддается сомнению тот факт, что организация мероприятия обошлась Московскому дому музыки «в копеечку»: в программе приняли участие самые дорогие европейские звезды органной музыки(МаттиасАйзенберг, Жана Гийю и многие другие). Здесь выявляется еще одна любопытная подробность: приглашением артистов занималась непосредственно Лякина. Она же и определяла список гостей мероприятия.
Именно поэтому сегодня многие СМИ склонны связывать растрату бюджетных денег с вероятными корыстными интересами самой Лякиной. Дело в том, что примерно в тоже время госслужащая Лякина руководила концертным альянсом РУСАРТ, который и выступал посреднической площадкой между Московским домом музыки и самими артистами. Таким образом, личная выгода Лякиной в том, чтобы заключить соглашения именно с зарубежными исполнителями, сомнению не подлежит. В настоящее время Лякина трудится в Управлении материально-технического обеспечения Управления делами Президента РФ, но прошлое бизнес-леди до сих пор остается белым пятном в ее биографии. Поисковые системы с трудом находят сегодня сведения о том, что она когда-то вообще владела РУСАРТ, зато об этом безапелляционно сообщает на своем сайте Федеральная служба судебных приставов. Таким образом, о том, кому и зачем нужно было«смыть»этот факт служебной биографии федеральной чиновницы, сегодня можно только догадываться.
К «культурному наследию», оставленному Лякиной, также сегодня причисляют «отвратительную систему акустики» в Московском доме музыки, которую установили при участии бывшего заместителем директора учреждения. Лякина в интервью неоднократно заявляла о технологических преимуществах музыкального оборудования, но москвичи инновации не оценили:
«Здесь, просто ужас какой! Ни одного инструмента не слышно, звуковая каша. Не знаю, акустика или уши режиссера. В любом случае директору Дома музыки надо сходить на Курский вокзал, там по сравнению с ДМ образцовый звук!», — возмущаются москвичи.
На этом фоне еще печальнее сегодня выглядит история, связанная с арестом Кирилла Серебренников в августе 2017 года, которого следствие обвиняет в хищении 68 миллионов бюджетных средств, выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь».
Серебренников
В деле против руководителя «Гоголь-центра» утверждается, что спектакль за государственные деньги так и не состоялся, хотя по городу всюду висели афиши, да и найти рецензии зрителей на него в интернете не составляет никакой проблемы. За режиссера вступились многие деятели российской культуры самых разных политических взглядов и убеждений. Однако кому-то «домашний арест», а кому-то освобождение из суда и тепленькое место в Управлении делами Президента.